Учиться программировать полезно — это развивает мышление, понимание того, как работает цифровой мир, да и в целом довольно весело. Но что насчет зерокода? И будет ли программирование для детей без кода полезно?

Спойлер: будет! Зерокодинг отходит от технической составляющей разработки в сторону пространственной, упираясь в креативность и обучая детей решать проблемы. Но обо всем по порядку.

О детях и традиционном программировании

Детей сейчас учат программированию с младшего школьного возраста. Ничего плохого в этом нет: ребенок учится алгоритмам, цифровой грамотности, пониманию того, как работают приложения и программы. Он развивает мышление — в школе ему будет проще справиться с математикой. Разработка еще и помогает в креативности, а также способствует повышению скилла решения задач.

Но кодинг в чистом виде — это сложно и зачастую скучно, особенно для ребенка. Далеко не все дети потом поступят в технические вузы, не все посвятят свою жизнь разработке. Водить детей в кружки исключительно с целью «вылепить» из них будущего программиста (или балерину, или танцора, или врача) неправильно, и это же касается программирования.

Любое обучение должно приносить пользу и быть в радость. Если говорить об этом, то зерокодинг — или разработка без кода — обладает всеми плюсами традиционного программирования, но при этом лишен многих его недостатков. Программы обучения программированию без кода для детей уже есть во многих европейских и американских школах.

Зерокодинг — перспективное направление и для взрослых, которые пробуют новое и ищут прибыльные карьерные направления. Об этом и многом другом мы рассказываем на двухдневном марафоне по разработке без кода. Записывайтесь бесплатно!

О детях и визуальном программировании

Практически все детские среды для программирования основываются на визуальных инструментах — как, например, известное приложение Scratch.

Это событийно-ориентированное приложение. Главным элементом рабочего поля является спрайт: отдавая команды, его можно заставлять двигаться, изменяться внешне, добавлять звуковые файлы. Спрайт можно импортировать или нарисовать с нуля. У Scratch drag-n-drop интерфейс — то есть все нужное просто перетаскивается в рабочую зону.

Детям проще понимать визуальные элементы, такие как картинки, баблы с текстом и разные цвета — еще один аспект, где программирование для детей без кода выигрывает. Но так проще не только детям: далеким от технических специальностей взрослым тоже проще работать с визуальными интерфейсами, чем с простым кодом. На этом и основан зерокодинг, предлагающий создавать в визуальных средах не только забавные детские игры, но и полноценные приложения.

Предполагается, что после освоения базовых принципов разработки дети перейдут со Scratch и аналогов на написание кода: начнут изучать языки программирования — Python, JS и другие. Зерокод предлагает не отходить от визуальной среды, потому что, в контексте программирования без кода, для ребенка в этом нет смысла. В визуальной среде он уже получает все преимущества обучения разработке.

Читайте также: «Что такое визуальное программирование».

О пользе зерокодинга

Зерокод для ребенка — это как конструктор. Берутся блоки, из блоков строится дом, или робот, или огромный космический корабль (только вместо дома, робота и корабля ребенок строит приложение или игру). Блоки одинаковые, но построить из них можно что угодно, и все мы знаем, насколько конструкторы полезны для детей.

Так и с программированием без кода. У него много преимуществ.

Умение решать проблемы. No-code разработка повышает навыки решения проблем. Когда нужно реализовать функцию в приложении, разработчик подходит к этому вопросу с разных сторон, и разные разработчики склонны решать вопрос по-своему — у них есть свой стиль. Только зерокодинг, в отличие от программирования, лишен сложного синтаксиса. Можно не нервничать из-за опечаток и не тратить время на поиск пропущенной скобки.

Развитие креативности. Кубики в конструкторе одинаковые, но итоговый результат может быть любым. Так и тут: ребенку дается визуальная среда, а дальше он делает что пожелает. Программирование тоже дает такие возможности, но двигать кубики для большинства детей интереснее, чем писать код.

Элемент игры. Детей проще всего учить через игру — этому посвящено исследование  LEGO® Foundation совместно с Австралийским советом по исследованиям в области образования. С программированием без кода ребенок учится в процессе игры — и продолжает учиться играя даже во взрослом возрасте.

Более широкие возможности. Современный зерокодер — это и дизайнер, и бэкендер, и фронтендер, и даже сисадмин. Это специалист, «насмотренный» в разных областях: человек, который может разработать приложение, запустить его и поддерживать в одиночку. Из зерокодеров нередко получаются фулстек-специалисты. Но это необязательно, потому что для большинства переходить из no-code разработки в традиционную может не иметь смысла.

Будущее. Для родителей важно, чтобы ребенок осваивал полезный скилл. Что ж:
исследование агентства Gartner гласит, что к 2025 году около 70% всех новых приложений будут разработаны при помощи no-code и low-code инструментов. Да, этому тоже нужно учиться, но традиционная разработка для создания таких проектов не нужна.

Первым пунктом в списке стоит решение проблемы. Это самое главное в разработке, неважно, идет речь о программировании с кодом или зерокодинге. Многие школы кодинга продают именно кодинг — они предлагают научить ребенка писать код, тогда как в первую очередь его нужно учить искать и формулировать проблему, а потом искать способы ее решить.

Именно это пригодится ему в будущем, а вовсе не способность отдавать машине команды при помощи строчек кода. По этому обучение детей программированию без кода и может оказаться наиболее полезно в развитии этих навыков.

Зерокодинг — это о решении проблемы в визуально дружественном интерфейсе, об игре, которая учит в процессе. Именно в этом главная польза программирования для детей.