Программирование ассоциируется с компьютерами. Однако кодинг — это прежде всего язык, на котором компьютеры говорят. Системе отдаются команды, она их выполняет, и образ мышления у нее при этом совершенно особенный, отличный от человеческого.

Машина мыслит не так, как человек, но человек может научиться компьютерному мышлению. Ребенку в будущем это поможет быстрее осваивать языки программирования — то есть понимать, как именно вести диалог, чтобы быстрее и эффективнее создавать программы.

Для этого компьютеры не нужны. Существуют игры и за пределами цифрового пространства, которые помогут понять образ мышления машины. О них и поговорим.

💡 Если вам интересно, как ребенок может изучать разработку приложений, запишитесь на бесплатную консультацию от онлайн-университета «Зерокодер»! Поговорим о зерокодинге — одном из самых перспективных направлений в IT для детей и взрослых.

Настольная игра «Черепашки-роботы»

Изучить основы программирования можно не только при помощи компьютера и кодинга, но и поиграв в увлекательную настолку! Игра «Черепашки-роботы» от Thinkfun создана для этого. Ребенку предстоит управлять роботизированной черепашкой, ведя ее по игровому полю. Вроде бы ничего необычного, если бы не один нюанс: чтобы она двигалась, нужно использовать кодовые карточки, отдавая ей полноценные программные команды. В финале победителя ждет награда — драгоценный камень.

Настольная игра «Прогеры»

«Прогеры» — настольная игра, которая предлагает детям управлять вездеходом для сбора образцов жизни на далекой планете и доставки их в лаборатории. Ее главная особенность — многоуровневое игровое поле.

Игроки запускают по нему машины при помощи карт-команд — всего их 52. Именно благодаря ним ребенок осваивает принципы работы алгоритмов, которые обязан знать каждый программист. Игра еще тренирует внимание, стратегическое мышление и логику. Помимо игровой платформы и карточек, в набор также входят фигурки вездеходов, базы-лаборатории и образцы жизни.

Игровые карточки Brainy Trainy «Программирование»

Набор состоит из 80 карточек, разделенных на компетенции: алгоритмы, циклы, комбинаторика, графы и блок-схемы, язык абстрактных понятий, логика, закономерность и ложь-истина. Они предлагают задачки четырех уровней сложности, причем на задней стороне карточки есть ответ — на случай, если отыскать его самостоятельно не получится. Задачки направлены на обучение главным принципам программирования, таким как повторяющиеся действия и последовательности, сценарии и условия.

Игра подразумевает как работу тет-а-тет с педагогом или родителем, так и проведение увлекательных интеллектуальных турниров. Отличное развлечение для маленьких умников.

Книга Линды Льюкас «Привет, Руби»

Это не самоучитель по программированию в общепринятом смысле, а книга сказок и настольная игра, которая научит ребенка мыслить как программиста. Она рассказывает о девочке по имени Руби, любительнице рисовать, танцевать и фантазировать.

Однажды папа уходит по делам и оставляет Руби наедине с загадкой — девочке предстоит отыскать пять самоцветов. Чтобы сделать это, Руби составляет план и чертит карту. Вот тут начинается элемент игры: в комплекте с книгой идут бумажные куколки, клавиатура и игровое поле. Решая головоломки, ребенок развивает умение мыслить аналитически, думать как программист и использовать логику наравне с воображением.

Двоичные браслеты

Все, смотревшие «Матрицу», знают, что компьютеры думают нулями и единицами. В нули и единицы можно зашифровать любое послание, например, признание в любви:

В двоичном коде можно также зашифровать любое имя: оно будет целиком состоять из нулей и единичек. Предложите ребенку самостоятельно сделать браслет, взяв за ноль один цвет бусин, а за единицу — другой! Результат будет уникальным, ребенок получит украшение, а еще познакомится с бинарным кодом.

По ссылке — простейший дешифратор.

Бинарный код на LEGO

Изучать двоичный код можно и при помощи конструкторов LEGO. Там есть крошечные кубики-точечки и плоские платформы, обычно служащие основой для разных конструкций. Они вполне подойдут в качестве поля, на котором ребенок будет составлять свои зашифрованные двоичные послания.

LEGO — в целом прекрасный инструмент для подготовки будущего программиста без компьютера. Конструктор учит пространственному мышлению, что незаменимо для кодинга (и зерокодинга!), и мотивирует подключать фантазию. Программисту без воображения почти так же тяжело, как художнику.

Распознавание закономерностей

Один из важных навыков для программиста — умение обнаруживать закономерности там, где их вроде бы нет. Обучать этому скиллу детей можно с самого младшего возраста. Например, при помощи кубиков, попросив его сложить их так, чтобы на каждые три желтых кубика приходился один зеленый. Или предложив ему закрасить на календаре красным те дни, когда у него есть спортивный кружок, а зеленым — те дни, когда есть урок литературы.

Игра «Саймон говорит»

Будущему программисту полезно знать, что компьютер воспринимает только четкие и конкретные команды. Потренироваться в этом направлении поможет игра «Саймон говорит» — максимально простая, веселая и подходящая даже для самых маленьких.

Ведущий — это Саймон, который отдает другим игрокам команды. Чтобы сделать это, он использует выражение, которое начинается со слов «Саймон говорит». Например: «Саймон говорит — попрыгай на месте!». Игроки должны выполнить команду. Суть игры заключается в том, чтобы не выполнять те задания, которые начинаются не со слов «Саймон говорит», ровно так же, как компьютер не будет выполнять код, если его не определить корректно с самого начала.

Помимо прочего, игра учит внимательности и развивает реакцию.

Рисование котиков

Или любых других зверушек.

Что еще поможет ребенку понять программирование, так это осознание того, насколько конкретны должны быть отдаваемые компьютеру команды. С ним нужно уметь говорить на его языке — языке машины. Разобраться в этом поможет рисование.

Сначала попросите ребенка нарисовать что-то простое: например, схематичное изображение кота.

Потом усадите его перед собой, возьмите бумагу и ручку и попросите представить, что он — программист, а вы — компьютер. И задача программиста описать компьютеру кота так, чтобы он повторил рисунок максимально приближенно к оригиналу. Чем не промты для нейросети?

If  — Then — Else

«If Then Else» — оператор, который используется во всех языках программирования. Понимать принцип его работы очень важно для будущего кодера. К счастью, для того, чтобы его освоить, не обязательно даже включать компьютер! Достаточно разноцветной бумаги и ручки.

Чтобы поиграть, возьмите три чашки и три вида цветной бумаги. Ножницами нарежьте ее на полоски, таким образом, чтобы синяя, например, обозначала оператор if, зеленая — then, а розовая — else. Потом напишите на бумажках условия.

Скажем, if:

  • если на твоей одежде есть синее;
  • если у тебя длинные волосы;
  • если ты любишь котиков.

В качестве then можно взять что-то такое:

  • тогда назови любой объект синего цвета;
  • тогда хлопни в ладони три раза;
  • тогда спой песенку.

И за else:

  • в противном случае попрыгай;
  • в противном случае сделай «зайку»;
  • в противном случае отожмись пять раз.

Ребенок достает из чашки с if бумажку, читает условие, и если соответствует ему, то достает бумажку из чашки с then, а если нет, то из else. Такой игрой детей можно занять надолго — и показать им наглядно, что такое условные операторы.

Программирование — это весело и увлекательно! Ребенку постигать его интереснее всего в игровом формате: так лучше запомнится, и так между кодингом и игровой будет проложена прочная связь.