Scratch — это визуальная среда программирования, разработанная в MIT для обучения детей основам кодирования. Она позволяет молодым пользователям создавать игры, анимации и другие интерактивные проекты с помощью блоков, которые визуально напоминают пазлы. Особое внимание в Scratch уделяется использованию циклов, которые являются ключевыми элементами в алгоритмах и программировании.

Определение цикла

Цикл — это структура управления в программировании, позволяющая повторять набор инструкций или блок кода до тех пор, пока выполняется определённое условие. В Scratch циклы представлены несколькими видами блоков, которые позволяют исполнить код несколько раз без его повторного написания.

ОНЛАЙН-ПРАКТИКУМ
ЗАПУСК DEEPSEEK R1 ЛОКАЛЬНО НА СВОЕМ КОМПЬЮТЕРЕ
ЧТО БУДЕТ НА ОБУЧЕНИИ?
  • ПОКАЖЕМ, КАК РАЗВЕРНУТЬ МОДЕЛЬ DEEPSEEK R1 ПРЯМО НА СВОЁМ КОМПЬЮТЕРЕ
  • Где и как применять? Потестируем модель после установки на разных задачах
  • Как дообучить модель под себя?

Типы циклов в Scratch

Бесконечные циклы

Бесконечный цикл выполняется непрерывно и идеален для действий, которые должны происходить на протяжении всего времени работы программы. В Scratch для создания такого цикла используется блок «повторять всегда».

Циклы с условием

Эти циклы повторяют блок кода до тех пор, пока выполняется определённое условие. Scratch предлагает блок «повторять пока», который останавливается, когда условие перестаёт быть истинным.

Циклы с фиксированным числом повторений

Для задач, требующих определённого числа повторений, используется блок «повторить N раз». Это удобно, когда нужно выполнить действие строго определённое количество раз.

Практическое применение циклов

Анимация спрайтов

Циклы широко используются для анимации спрайтов в играх и анимациях. Например, для создания ходьбы персонажа можно использовать цикл, в котором спрайт последовательно меняет свои костюмы.

Управление игровым процессом

Циклы помогают управлять игровыми механиками, такими как проверка столкновений, перемещение объектов и отслеживание игрового времени.

Решение математических задач

В образовательных целях циклы могут использоваться для создания программ, демонстрирующих математические понятия, например, вычисление факториалов или рисование геометрических фигур.

Делаем игру

Давайте создадим простую игру на Scratch, которая использует цикл для интерактивности. Назовем эту игру «Ловец звезд». В этой игре игрок управляет спрайтом (например, котом), который должен ловить падающие звезды. Каждая пойманная звезда приносит очки.

Шаги для создания игры «Ловец звезд» в Scratch

  1. Создание спрайтов:
    • Спрайт игрока: Выберите или нарисуйте спрайт, который будет игроком (например, кот).
    • Спрайт звезды: Создайте или выберите спрайт звезды.
  2. Программирование спрайта игрока:
    • Используйте блоки управления для перемещения спрайта влево и вправо при нажатии соответствующих клавиш. Например:
когда нажата клавиша [влево v]

передвинуть на (-10) шагов

когда нажата клавиша [вправо v]

передвинуть на (10) шагов

Программирование спрайта звезды:

  • Добавьте цикл, чтобы звезда появлялась в случайных местах сверху экрана и падала вниз. Когда она достигает нижней части экрана, она должна исчезнуть и появиться снова сверху.
когда нажата клавиша [зелёный флажок v]

повторять всегда

создать клон (себя)

ждать (1) секунды

В блоке клонирования:

когда я начинаю как клон

перейти в x: (случайное от (-240) до (240)) y: (180)

повторять пока (y > -180)

передвинуть на (-10) шагов по y

ждать (0.1) секунды

удалить этот клон

Очки:

  • Создайте переменную «Очки» для отслеживания счета.
  • Когда игрок пересекается со спрайтом звезды, увеличьте счет:
    scratch
если <касаюсь [игрок v]>

добавить (1) к [Очки v]

удалить этот клон

Завершение игры:

  • Вы можете добавить условия для завершения игры, например, таймер или определенное количество пойманных звезд.

Заключение

Циклы в Scratch предоставляют мощный инструмент для создания разнообразных интерактивных проектов и игр. Они не только упрощают написание кода, но и способствуют лучшему пониманию управления потоком программы, что является фундаментальным навыком в программировании.

3-дневный курс
НАУЧИСЬ СОЗДАВАТЬ TELEGRAM-БОТОВ НА PYTHON С CHATGPT
C НУЛЯ ЗА 3 ДНЯ
  • Освой Python и нейросети и узнай, как гарантированно получить первые 10 заказов
  • УЧАСТВОВАТЬ ЗА 0 РУБ.
  • Создай и прокачай собственного чат-бота
Участвовать бесплатно
ОНЛАЙН-ПРАКТИКУМ
ЗАПУСК DEEPSEEK R1 ЛОКАЛЬНО НА СВОЕМ КОМПЬЮТЕРЕ
ЧТО БУДЕТ НА ОБУЧЕНИИ?
  • ПОКАЖЕМ, КАК РАЗВЕРНУТЬ МОДЕЛЬ DEEPSEEK R1 ПРЯМО НА СВОЁМ КОМПЬЮТЕРЕ
Участвовать бесплатно