У Airtable и Google Sheets есть кое-что общее — они выглядят как таблицы. В них заносятся данные, а потом хранятся там столько, сколько нужно. На этом сходства заканчиваются.

Эти два инструмента подходят к использованию информации совершенно по-разному, и ключевые различия между ними такие:

🛠️ Airtable — гибрид электронной таблицы и базы данных. Он рассчитан на работу с большими объемами информации и умеет автоматизировать процессы. Данные могут быть любыми — текст, картинки, видео. Будучи базой данных, Airtable поддерживает перелинковку, как бы связывая между собой разные БД.

🛠️ Google Sheets — электронная таблица со строками, столбцами и прочими важными вещами. Пересечение строки и столбца дает ячейку с уникальным «адресом», на который можно ссылаться. Никакой структуры у электронных таблиц нет, что отличает их от полноценных баз данных с конкретными правилами.

В некоторых случаях Airtable и Google Sheets взаимозаменяемы, но чаще всего нет. Давайте сравним их по разным параметрам, а в конце подведем итог: когда лучше использовать первый инструмент, а когда — второй.

💡 Узнайте больше о возможностях Airtable на бесплатном двухдневном марафоне от онлайн-университета «Зерокодер»! Создадим вместе ваше первое веб-приложение без строчки кода.

Удобство и гибкость

Google Sheets — простой в использовании инструмент. Разобраться в нем несложно, особенно тем, кто более-менее знаком с Excel. Визуально и функционально они почти ничем не отличаются, поэтому в Google Sheets тоже можно проводить простые расчеты, сводить дебет с кредитом и хранить электронные каталоги, не требующие особой организации.

Однако простота — обоюдоострый меч. Создавая удобный в использовании инструмент, разработчики вынуждены чем-то жертвовать, и в случае с Google Sheets — это гибкость.

Разобраться с Airtable сложнее, но и фич у него больше. Например:

  • перелинковка, связывающая таблицы друг с другом, которая превращает Airtable из обычной электронной таблицы в реляционную базу данных;
  • возможность размещения разных типов данных — цифр, текста, файлов, картинок, видео. Google Sheets поддерживает только текст, цифры, дату/время и место.

Поэтому Airtable гибче. Одна из популярных областей его использования — создание баз данных, из которых информация подтягивается в каталоги сайтов и приложений.

Интеграции с другими инструментами

Интеграции делают инструмент полезнее и удобнее. Airtable и Google Sheets легко подключаются к сторонним сервисам, таким как Trello, Dropbox, Basecamp, GitHub, Asana и другим. Только подход у них немного разный:

  • Airtable использует нативные интеграции, которые предусмотрены для разработчиков и как бы «встроены» в инструмент;
  • Google Sheets совершенствуется через добавление аддонов в Google Workspace Marketplace. Для этого достаточно нажать на Расширения → Дополнения → Установить дополнения.

И наконец, всегда можно воспользоваться Zapier — no-code инструментом, который создан специально для подключения сервисов друг к другу.

Читайте также: «Что такое Zapier и для чего он пригодится».

Кастомизация

Google Sheets имеет вид самой простой таблицы — именно то, что представляется, если о ней подумать. Особой кастомизации тут нет, и это своего рода плюс: со времен Excel понятно, что такой способ хранения информации удобен для многих. Проблемой это становится только в случае, если из таблицы пытаются сделать что-то другое.

У Airtable другой подход, он сложнее и вместе с тем более гибок в плане внешнего вида. Внешне он может выглядеть не только как электронная таблица, но и как:

  • канбан, где данные хранятся на доске в виде карточек;
  • галерея, с информацией в виде визуальных карт;
  • календарь, имеющий соответствующий вид и возможность манипулировать датами.

Есть и шаблоны. Они превращают простой табличный дизайн в CRM, бэкенд для приложения и многое другое.

Тарифы и цены

Мало кто пользуется платной версией Google Sheets. И не потому что инструмент плох, а потому что его бесплатная версия покрывает почти все необходимое: до 100 пользователей, которым можно дать доступ к документу, и до 10 миллионов записей. А если нужно больше, то можно купить набор облачных сервисов Google Workspace за $12 в месяц. В пакет входят не только таблицы, но и Gmail, Docs и т.д.

У Airtable тоже есть бесплатный тариф, но он включает в себя до 5 пользователей, которые могут подключиться к документу, и до 1200 записей в базу. Потом начинаются платные тарифы — от $10 в месяц.

Airtable vs Google Sheets: что лучше

Сложно сказать, что лучше. Каждый инструмент хорош по-своему и для конкретной области.

Например, Google Sheets идеален для:

  • небольшого количества данных;
  • бесплатного хранения информации;
  • уверенных пользователей Excel;
  • простых вычислений;
  • бухгалтерии.

Зато Airtable будет незаменим, если:

  • работать предстоит с большими базами;
  • требуется вариативность в плане типов данных;
  • нужно связать между собой несколько таблиц;
  • не помешала бы визуализация, отличная от табличной.

И наконец, Airtable станет отличным решением для зерокодеров — тех, кому нужна понятная база данных для своих приложений. Инструмент просто создан для подключения к таким платформам как Adalo, Bubble и Glide, он идеально с ними сочетается.

Его можно даже подключить к сайту на Tilda. Для этого есть специальный инструмент, о котором мы уже писали: «Расширяем возможности Tilda: обзор Collabza — инструмента для связывания сайта с Airtable».