Никита — 22-летний зерокодер-фрилансер со стажем больше года. До карьеры в ноукоде он четыре года учился на стоматолога, но уже на втором курсе стал задаваться вопросом, действительно ли медицина — его призвание. В начале 2022 года Никита погрузился в изучение Bubble, в апреле решился на релокацию и сейчас живет в Португалии и зарабатывает на ноукоде, участвуя в проектах от компаний из разных частей света.
Немного о Никите
Ноукодом я заинтересовался в сентябре 2021 года после того, как мои знакомые, которые живут за границей и занимаются маркетингом, в разговоре упомянули Bubble. В январе 2022 года я начал плотно изучать этот инструмент, хотя смотрел и другие ноукод-платформы.
Bubble я изучал в основном по тематическим видео на Ютубе, а также по книгам Bubble.io Books | Best-selling Books For Bubble Devs и Airdev No-Code Bootcamp. Кроме того, смотрел онлайн-трансляции и вебинары «Университета Зерокодер».
Работать с ноукодом я начал в июне 2022 года, получив свои первые проекты на фрилансерской платформе Upwork. Позже стал находить клиентов напрямую через телеграм-каналы. В основном я работаю на Bubble, но также использую FlutterFlow.
Сейчас я живу в городе Порто в Португалии. Я уехал из России в апреле 2022 года, прожил три месяца в Италии, столько же в Румынии, две недели в Болгарии, прежде чем приехать в Португалию. Остановился в этой стране, потому что здесь не нужно делать запрос на резидентскую визу.
Над чем работает
На данный момент я веду два проекта, оба заказчика иностранные:
- Австралийская маркетинговая фирма BEESMART CLUB PTY LTD, с которой мы начали сотрудничество с пары заданий на Upwork, а затем подписали контракт и работаем напрямую.
- Компания из Нидерландов под названием S-Guru Dutch Consulting, с которой мы сделали в общей сложности три проекта.
Что касается начала моей работы с зерокодингом, самый первый заказ я нашел на Upwork в июне 2022 — спустя полгода после того, как начал плотно изучать это направление. Тогда у меня был «нулевой» аккаунт с портфолио из пары тестовых работ.
Первый проект
Я отправлял много офферов разным заказчикам, но в итоге первый клиент связался со мной самостоятельно. На этом проекте, где также были другие разработчики, моя почасовая ставка составляла 10 долларов — при этом Upwork забирает комиссию 20% до того момента, пока ты не заработаешь 1000 долларов с одним клиентом.
Этот проект имел целью создание блокчейна, а моей задачей было построить KYC page, которая идет после регистрации. Данная фича представляет собой несколько форм с разными вопросами о пользователе, чтобы он мог пройти верификацию. Процесс такой: вначале заполняется информация о себе, потом выбирается роль (организация или индивидуальный юзер), также предлагается опция видеозвонка или личной встречи, чтобы подтвердить свою личность.
Кроме того, я разрабатывал dashboard админа, чтобы регулировать процессы внутри приложения. В целом, на этом мои задачи в проекте заканчивались, другие разработчики занимались дальнейшим развитием приложения.
Приложения для голландской компании
Также я сотрудничаю с компанией из Нидерландов «S-Guru Dutch Consulting», с которой у нас в общей сложности три проекта. Первый — приложение Hodari, которое мы делаем на FlutterFlow. Оно представляет собой платформу для учителей из Кении для отслеживания посещаемости, статистики учеников и составления планов занятий. Позже мы добавим страницы с короткими видео.
Помимо этого, я разработал web-приложение Popface.fr для размещения экстра-услуг при аренде жилья, которое делалось на Bubble.
Третий наш совместный проект находится на этапе тестирования. Расскажу о нем подробней.
Приложение для кенийской платформы кредитования
Приложение представляет из себя платформу для финансового friendly-взаимодействия — можно переписываться, выкладывать посты и обмениваться финансовыми услугами вроде кредитов. Заказчик приложения — кенийская digital-lending фирма Tribbe. Проект имеет своей целью привлечь инвесторов и средства для дальнейшего развития.
Прототип этого приложения мы создали на Bubble — он как раз на этапе тестирования. Далее будем его переносить и развивать на FlutterFlow.
Как делали прототип.
Сама разработка начинается с базы данных. Нужно посмотреть на дизайн и понять, какая логика в чем заключается, додумать эту самую базу данных, составить, например, Home Page.
После того, как мы вставили базу данных, прописываем некие правила конфиденциальности — option sets — это как теги, которые можно использовать для поиска или для того, чтобы назначить юзеру определенную роль.
Затем составляется визуальный дизайн в самом приложении и на него уже будет накладываться логика.
Это приложение одностраничное — то есть, все листы и скрины на одном экране, на одной странице — это сделано для того, чтобы при нажатии не было долгой загрузки и переключения на другой экран. Например, когда создается какая-то группа или чат, прописываются определенные настройки — условия для того, чтобы ее показывать или скрывать при необходимости.
Это приложение построено с использованием BDK Native for Bubble. По сути, там есть специальный плагин, который позволяет тем, кто строит приложения, запускать определенные нативные функции — Push-уведомления, доступ к контактам, Touch ID, Face ID, и не только. BDK позволяет вставить ссылку на приложение в кастомный код и получить файл, который можно загружать на аккаунт разработчика в App Store или Google Play.
Если говорить про возможности конструкторов, то я могу сказать так: приложения на Bubble, конечно, не самые быстрые, но тут проще и быстрее проходит настройка определенных функций — например, конструктор позволяет очень просто модицифировать стандартные шаблоны так, как нам надо.
FlutterFlow, в свою очередь, имеет уже готовые элементы, текст или иконки, но некоторые функции, которые доступны в Bubble, здесь отсутствуют. Их приходится прописывать индивиуальным кодом, для которого нужно знать язык Flutter.
Заработок на зерокоде
Что касается оплаты: моя почасовая ставка — 30 долларов, но некоторые проекты имеют фиксированную стоимость, которая зависит от сложности дизайна, задач и времени. Cамый большой заработок за один проект у меня составлял 2500 долларов.
Я в основном работаю по этапам, по определенным задачам; на проектах с фиксированной стоимостью я вначале получаю предоплату, выполняю 50% работы, и остаток получаю после запуска приложения. Проекты с почасовой ставкой я в основном делаю на Upwork, там все настроено автоматически — есть таймер, который считывает время, потраченное на разработку, и потом заказчик это оплачивает.
О собственном опыте
Моей основной ошибкой в начале работы с зерокодингом было слишком большое количество проектов, которые я брал, чтобы создать портфолио, из-за чего не хватало времени на все сразу.
Однажды у меня было около семи проектов одновременно. Некоторые из них были связаны с доработками, некоторые были новые, некоторые в середине. Сложность заключалась в том, чтобы все контролировать и не забывать. Конечно, от такой стратегии можно получить больше опыта и разнообразия в работе, ведь с каждым новым проектом учишься чему-то новому. Однако заработать на большом количестве одновременных проектов не получится, скорее, даже, наоборот, потому что ты не можешь уделить достаточное время и внимание каждому проекту.
На данный момент у меня два проекта, и для меня это нормальная нагрузка — я все успеваю и есть время не только на работу.
В самом начале пути в ноукоде я вообще не думал, что у меня будут какие-то проекты. Но, когда появляется первый проект, дальше все идет своим чередом и складывается довольно естественно.
Что дальше
На данный момент зерокодинг — мой основной источник дохода.
Я думаю о запуске каких-нибудь обучающих видео на тему no-code, планирую дальше развивать свой личный бренд, создавать плагины, темплейты, вести публичную деятельность, связанную с зерокодингом. Может быть, в будущем открою свой стартап — агенство по зерокодингу с какими-нибудь инновациями, особенной идеей, которая будет отличать мой продукт от остальных.
Связаться с Никитой можно тут. А следить за деятельностью Никиты можно на его канале в Ютубе.