Никита — 22-летний зерокодер-фрилансер со стажем больше года. До карьеры в ноукоде он четыре года учился на стоматолога, но уже на втором курсе стал задаваться вопросом, действительно ли медицина — его призвание. В начале 2022 года Никита погрузился в изучение Bubble, в апреле решился на релокацию и сейчас живет в Португалии и зарабатывает на ноукоде, участвуя в проектах от компаний из разных частей света.

Немного о Никите

Ноукодом я заинтересовался в сентябре 2021 года после того, как мои знакомые, которые живут за границей и занимаются маркетингом, в разговоре упомянули Bubble. В январе 2022 года я начал плотно изучать этот инструмент, хотя смотрел и другие ноукод-платформы.

Bubble я изучал в основном по тематическим видео на Ютубе, а также по книгам Bubble.io Books | Best-selling Books For Bubble Devs и Airdev No-Code Bootcamp. Кроме того, смотрел онлайн-трансляции и вебинары «Университета Зерокодер».

Работать с ноукодом я начал в июне 2022 года, получив свои первые проекты на фрилансерской платформе Upwork. Позже стал находить клиентов напрямую через телеграм-каналы. В основном я работаю на Bubble, но также использую FlutterFlow.

Сейчас я живу в городе Порто в Португалии. Я уехал из России в апреле 2022 года, прожил три месяца в Италии, столько же в Румынии, две недели в Болгарии, прежде чем приехать в Португалию. Остановился в этой стране, потому что здесь не нужно делать запрос на резидентскую визу.

Над чем работает

На данный момент я веду два проекта, оба заказчика иностранные:

  • Австралийская маркетинговая фирма BEESMART CLUB PTY LTD, с которой мы начали сотрудничество с пары заданий на Upwork, а затем подписали контракт и работаем напрямую.
  • Компания из Нидерландов под названием S-Guru Dutch Consulting, с которой мы сделали в общей сложности три проекта.

Что касается начала моей работы с зерокодингом, самый первый заказ я нашел на Upwork в июне 2022 — спустя полгода после того, как начал плотно изучать это направление. Тогда у меня был «нулевой» аккаунт с портфолио из пары тестовых работ.

Первый проект

Я отправлял много офферов разным заказчикам, но в итоге первый клиент связался со мной самостоятельно. На этом проекте, где также были другие разработчики, моя почасовая ставка составляла 10 долларов — при этом Upwork забирает комиссию 20% до того момента, пока ты не заработаешь 1000 долларов с одним клиентом.

Этот проект имел целью создание блокчейна, а моей задачей было построить KYC page, которая идет после регистрации. Данная фича представляет собой несколько форм с разными вопросами о пользователе, чтобы он мог пройти верификацию. Процесс такой: вначале заполняется информация о себе, потом выбирается роль (организация или индивидуальный юзер), также предлагается опция видеозвонка или личной встречи, чтобы подтвердить свою личность.

Кроме того, я разрабатывал dashboard админа, чтобы регулировать процессы внутри приложения. В целом, на этом мои задачи в проекте заканчивались, другие разработчики занимались дальнейшим развитием приложения.

Приложения для голландской компании

Также я сотрудничаю с компанией из Нидерландов «S-Guru Dutch Consulting», с которой у нас в общей сложности три проекта. Первый — приложение Hodari, которое мы делаем на FlutterFlow. Оно представляет собой платформу для учителей из Кении для отслеживания посещаемости, статистики учеников и составления планов занятий. Позже мы добавим страницы с короткими видео.

Помимо этого, я разработал web-приложение Popface.fr для размещения экстра-услуг при аренде жилья, которое делалось на Bubble.

Третий наш совместный проект находится на этапе тестирования. Расскажу о нем подробней.

Приложение для кенийской платформы кредитования

Приложение представляет из себя платформу для финансового friendly-взаимодействия можно переписываться, выкладывать посты и обмениваться финансовыми услугами вроде кредитов. Заказчик приложения кенийская digital-lending фирма Tribbe. Проект имеет своей целью привлечь инвесторов и средства для дальнейшего развития.

Прототип этого приложения мы создали на Bubble он как раз на этапе тестирования. Далее будем его переносить и развивать на FlutterFlow.

Как делали прототип.

Сама разработка начинается с базы данных. Нужно посмотреть на дизайн и понять, какая логика в чем заключается, додумать эту самую базу данных, составить, например, Home Page.

После того, как мы вставили базу данных, прописываем некие правила конфиденциальности option sets это как теги, которые можно использовать для поиска или для того, чтобы назначить юзеру определенную роль.

Затем составляется визуальный дизайн в самом приложении и на него уже будет накладываться логика.

Это приложение одностраничное то есть, все листы и скрины на одном экране, на одной странице это сделано для того, чтобы при нажатии не было долгой загрузки и переключения на другой экран. Например, когда создается какая-то группа или чат, прописываются определенные настройки условия для того, чтобы ее показывать или скрывать при необходимости.

Это приложение построено с использованием BDK Native for Bubble. По сути, там есть специальный плагин, который позволяет тем, кто строит приложения, запускать определенные нативные функции Push-уведомления, доступ к контактам, Touch ID, Face ID, и не только. BDK позволяет вставить ссылку на приложение в кастомный код и получить файл, который можно загружать на аккаунт разработчика в App Store или Google Play.

Если говорить про возможности конструкторов, то я могу сказать так: приложения на Bubble, конечно, не самые быстрые, но тут проще и быстрее проходит настройка определенных функций например, конструктор позволяет очень просто модицифировать стандартные шаблоны так, как нам надо.

FlutterFlow, в свою очередь, имеет уже готовые элементы, текст или иконки, но некоторые функции, которые доступны в Bubble, здесь отсутствуют. Их приходится прописывать индивиуальным кодом, для которого нужно знать язык Flutter.

Заработок на зерокоде

Что касается оплаты: моя почасовая ставка 30 долларов, но некоторые проекты имеют фиксированную стоимость, которая зависит от сложности дизайна, задач и времени. Cамый большой заработок за один проект у меня составлял 2500 долларов.

Я в основном работаю по этапам, по определенным задачам; на проектах с фиксированной стоимостью я вначале получаю предоплату, выполняю 50% работы, и остаток получаю после запуска приложения. Проекты с почасовой ставкой я в основном делаю на Upwork, там все настроено автоматически есть таймер, который считывает время, потраченное на разработку, и потом заказчик это оплачивает.

О собственном опыте

Моей основной ошибкой в начале работы с зерокодингом было слишком большое количество проектов, которые я брал, чтобы создать портфолио, из-за чего не хватало времени на все сразу.

Однажды у меня было около семи проектов одновременно. Некоторые из них были связаны с доработками, некоторые были новые, некоторые в середине. Сложность заключалась в том, чтобы все контролировать и не забывать. Конечно, от такой стратегии можно получить больше опыта и разнообразия в работе, ведь с каждым новым проектом учишься чему-то новому. Однако заработать на большом количестве одновременных проектов не получится, скорее, даже, наоборот, потому что ты не можешь уделить достаточное время и внимание каждому проекту.

На данный момент у меня два проекта, и для меня это нормальная нагрузка я все успеваю и есть время не только на работу.

В самом начале пути в ноукоде я вообще не думал, что у меня будут какие-то проекты. Но, когда появляется первый проект, дальше все идет своим чередом и складывается довольно естественно.

Что дальше

На данный момент зерокодинг мой основной источник дохода.

Я думаю о запуске каких-нибудь обучающих видео на тему no-code, планирую дальше развивать свой личный бренд, создавать плагины, темплейты, вести публичную деятельность, связанную с зерокодингом. Может быть, в будущем открою свой стартап агенство по зерокодингу с какими-нибудь инновациями, особенной идеей, которая будет отличать мой продукт от остальных.

Связаться с Никитой можно тут. А следить за деятельностью Никиты можно на его канале в Ютубе.