Конструктор приложений Flutter Flow не так популярен у зекород-разработчиков, как Adalo или Bubble. В среде зерокодеров бытует мнение, что Flutter Flow — слишком сложный, а процесс разработки приложений на нём — долгий.

Почему это мнение ошибочно, чем хорош Flutter Flow и можно ли его изучить самостоятельно, рассказывает Артём Панфёров, основатель студии EndCode.

Привет! Меня зовут Артём Панфёров, мне 30 лет и я основатель студии EndCode. Мы специализируемся на разработке мобильных приложений на Flutter Flow. Наша студия появилась полгода назад, когда я переехал в Ташкент, Узбекистан.

До этого 5 лет занимался управлением командами мобильной разработки в крупных российских компаниях — Азбуке вкуса, Ozon, DNS — и с зеродерскими инструментами напрямую не сталкивался. Был в курсе, какие появляются бизнес-движки на low-code, но в работе не использовал.

Изучение Flutter Flow

В зерокодинг и зерокодерское движение я начал непосредственно погружаться после переезда в Узбекистан весной 2022 года. Я решил перепрофилироваться, посмотреть, что интересного из инструментов есть на рынке. Работать по специальности в офисе с 8 утра до 6 вечера не хотелось. Тогда я решил начать изучать Flutter Flow.

Во времена, когда я ещё работал в DNS, мы несколько лет разрабатывали большое, тяжелое мобильное приложение по автоматизации бизнес-процессов. Именно тогда я узнал о существовании Flutter Flow, но не погружался в это. Изучать его напрямую начал уже здесь, в Ташкенте.

Уже через пару дней, как я познакомился с базовыми возможностями инструмента, мне захотелось углубиться. Я решил выделить на это время и на месяц с головой ушел в изучение Flutter Flow. Вместо работы, вместо всего остального я просыпался с утра и изучал все материалы, какие мог найти, решал практические задачи.

Тогда я столкнулся с первой трудностью, а именно — отсутствием каких-либо обучающих материалов по Flutter Flow. Была только официальная документация от разработчиков, а первые YouTube-каналы с обучающими видео по работе с инструментом тогда только начали появляться. Уровень видео был не очень высоким, было видно, что авторы роликов учатся сами, по навыкам мы с ними были примерно на одном уровне.

Создание EndCode

В июле 2022 года я пригласил к себе в команду бывшего коллегу из DNS, и мы начали вместе «шатать» Flutter Flow — нам было важно понять, где границы его возможностей, что он может, что не может, с чем могут возникнуть проблемы, а с чем нет. Месяц мы активно экспериментировали и поняли, что Flutter Flow уже сейчас закрывает 90% потребностей рынка в разработке мобильных приложений. Плюс у команды Flutter Flow очень быстрая скорость разработки, каждые пару недель выходят какие-то обновления.

Мы видели, что у инструмента огромный потенциал, единственный минус — о Flutter Flow до сих пор не знают заказчики, и почти нет исполнителей, которые могли бы качественно создавать проекты на нем.

В августе я начал собирать команду единомышленников, провёл обучающий курс. Сейчас у нас порядка 8 человек уровня middle. В сентябре в Ташкент переехало много знакомых, которые оставили предыдущее место работы, поэтому сейчас у нас второй поток людей, которые обучаются Flutter Flow.

Мы специализируемся на Flutter Flow. Наши ребята в команде могут работать с другими инструментами зерокодинга, но простенькие приложения на Adalo и Bubble нам не всегда интересны, а более сложные мы с удовольствием берём.

Недавно мы официально стали признанными экспертами по Flutter Flow. То есть сама компания Flutter Flow разместила на своём сайте рекомендацию о нас, как экспертах. Таких компаний, фрилансеров по всему миру около 40 человек.

Команда Flutter Flow рекомендует EndCode

Коммерческие проекты

После того, как я потратил целый месяц на изучение Flutter Flow и у меня стало неплохо получаться, в июне я взял первый коммерческий проект — сайт по аренде машин. Проект вышел довольно сложный, но многому меня научил.

Сейчас у нас около 10 закрытых заказов. Из них самый крупный — ‎JIND. Это сервис поиска подработки или работы с гибким графиком.

Outstaff-биржа для рынка Киргизии. Мобильное приложение с двумя встроенными ветками (для компаний и рабочих) с десктопной CRM-системой для админа. Срок: 45 дней. Бюджет: $16 000.

Нашли заказчиков этого проекта благодаря нетворкингу. В Ташкент приезжает много айтишников, мы ходим на встречи. Так познакомились с Платоном, инвестором. На тот момент он делал маркетплейс аутстафф-сотрудников через Telegram-бот. Сначала они делали проект на Узбекистан, но местная культура немного подвела, дело не особо пошло. Тогда они решили запуститься в Киргизии, потому что там были заинтересованные клиенты.

Они обратились к нам с задачей переделать Telegram-бота в полноценное мобильное приложение. На разработку проекта (от момента «давайте делать» до момента «готово») ушло около двух месяцев.

В самом приложении есть два флоу:

  • работодатели, которые могут создавать заказы. Например, у вас магазин, завтра к вам приедет машина с товаром, вы хотите найти двух грузчиков на 16 часов. Вы указываете геоточку, сумму, которую готовы платить;
  • сотрудники, которые откликаются на заказы, выполняют работу, получают оплату.

У нас сложная система верификации. Нам важно проверять сотрудников по многим позициям: санитарные книжки, отсутствие судимостей и т.д. Брать заказы могут только верифицированные пользователи.

Система верификации есть и у заказчиков: они заполняют данные фирмы, оформляют счет.

Также у нас довольно много мелких заказов. Самый частый кейс, для которого Flutter Flow идеально подходит — когда есть бэк и нужен фронт для приложения. Это довольно простые заказы, ценник у них в среднем 2-3 тыс. долларов. Мы почти всегда можем это сделать и сделать очень быстро.

Приложение — Tinder-клон для деловых знакомств в сфере маркетинга, IT, дизайна, инвестиций и бизнеса. Срок: 2 недели. Бюджет: $3 000.

Скорость разработки на Flutter Flow

Многие считают, что Flutter Flow — сложный, большой инструмент, на котором невозможно быстро сделать мобильное приложение. Это заблуждение. Flutter Flow не уступает по скорости разработки ни Bubble, ни Adalo.

Мы делали проекты и за одну рабочую неделю, то есть в понедельник начинали, в пятницу — сдавали. Когда у заказчика есть понятное ТЗ, то проект можно сделать за неделю. Хотя, конечно, мы ориентируемся на более адекватные сроки — 3 недели, месяц. Если проект большой и сложный, то потребуется больше времени.

Внутреннее приложение для сотрудников зоопарка Бразилии. Задача: сканировать билеты и за них начислять процент сотруднику. Срок: 2 недели. Бюджет: $2 000.

Планы на будущее

Сейчас у нас есть полноценная команда, начиная от бэкенда и заканчивая дизайнерами и менеджерами. Собираемся делать ставку на маркетинг и отстраивание внутренних процессов по разработке, потому что никто не задумывался, а как должны строиться процессы в low-code. Но стандартные подходы классической разработки здесь не работают. Мы хотим быть впереди, хотим показывать, как надо делать студии low-code разработки, как должны выстраиваться процессы, чтобы делать проекты быстро, качественно и чтобы все были довольны — и заказчики, и исполнители.

В начале следующего года планируем открывать еще один филиал в Индонезии. Часть команды переедет туда, потому что, как ни странно, но стоимость жизни в Узбекистане и на Бали примерно одинакова, но разная по качеству. Мы хотим взять отпуск на год, поехать на Бали, снять виллу и работать в релакс-атмосфере. Это довольно сильный коммуницирующий момент, мотивирующий.

А еще наша цель на следующий год — стать трендсеттерами в области low-code разработки, сделать так, чтобы как можно больше людей узнали, для чего она нужна, обратились за помощью, а мы бы с удовольствием сделали для них проекты. Подробнее о нас и жизни нашей команды можно узнать в соцсетях.

Если вы хотите погрузиться в профессию зерокодера мобильных приложений, регистрируйтесь на бесплатный вебинар, где мы расскажем, как брать заказы со средним чеком 150 000 рублей. А чтобы вы убедились, что это просто и доступно каждому, за 5 минут соберем мобильное приложение прямо в эфире!