Нейросети используют для поиска работы и подбора персонала, мозгового штурма и ведения блогов, для заработка и развлечения. Почему бы не использовать их для проведения маркетинговых исследований? Даже далеко ходить не придется: изучать рынок можно при помощи чат-бота ChatGPT.

ChatGPT основан на технологиях GPT-3.5 и GPT-4 от компании OpenAI. Его отличие от других нейросетей только в том, что он общается как чат-бот, в остальном же нейросеть работает по тому же принципу, что и, например, Notion AI. Результаты она будет выдавать такие же, в том числе на русском языке.

Больше о чат-боте рассказываем тут: «Под капотом у ChatGPT: как работает нашумевший чат-бот».

Лайфхак: если результат на русском получится не слишком хорошим, можно попросить нейросеть сделать то же самое на английском, а потом запросить перевод. Или воспользоваться нейросетью-переводчиком DeepL.

Пишем эффективные промты

Проводятся маркетинговые исследования с использованием нейросети так же, как делается с нейросетью все остальное: через запросы. Они называются «промты», и чем точнее они составлены, тем лучше будет результат.

О том, как грамотно обращаться с ChatGPT, мы говорим на бесплатном вебинаре. Касаемся многих нюансов, которых не найти в интернете и даем доступ к ней в нашем боте. Если хотите научиться пользоваться этой нейросетью в работе и задать вопросы — приходите!

Поговорим о хитростях, помогающих убедить нейросеть нас слушаться.

  • Больше конкретики. Искусственный интеллект — не человеческий разум, способный воспринимать вопросы в контексте и оперировать сотней переменных. Запрос должен быть конкретным. Вместо «какая целевая аудитория у такого-то товара» лучше спрашивать более точные вещи — например, уровень зарплат, образование, местоположение, половую принадлежность аудитории.
  • Больше ролевой игры. Гораздо эффективнее попросить ChatGPT прикинуться кем-то, а потом задавать вопросы. Можно написать: «Ты ведущий специалист в сфере исследования клиентов и изучения пользовательского опыта. К тебе пришел клиент, который интересуется такими-то и такими-то моментами. Ты должен его проконсультировать». Это помогает обернуть запрос в контекст — то, чего от нейросети непросто добиться иными способами.
  • Больше уточнений. Если запрос не получился с первого раза, вместо создания нового попробуйте внести уточнения в имеющийся. Первая версия ChatGPT запоминала около 8 000 слов, а новая, основанная на GPT-4, — уже порядка 64 000. Какое-то время с чат-ботом можно действительно вести беседу, внося в описание больше контекста и исправляя ошибки.

И самое важное: нейросеть не заменит реальных маркетологов. ChatGPT — классный помощник на ранних этапах исследования, с неиссякаемой фантазией и быстрым генерированием чего угодно, но затем эти идеи нужно отнести людям для проведения других исследований — например, анкетирований и социального опроса. Кроме того, нейросети часто привирают или вообще лгут. Фактчекинг — важный элемент работы с искусственным интеллектом.

Исследуем рынок при помощи нейросетей

У ChatGPT есть одна особенность, которая во многом повлияла на его популярность. Он способен учиться и копировать естественную речь. Это делает его идеальным ассистентом для проведения разного рода маркетинговых исследований:

  • сбора находящихся в публичном доступе данных;
  • изучения персоналий покупателей.

Например: у вас есть кафе с веганским меню в Волгограде. Ресторан вполне успешен, но хотелось бы увеличить выручку, и в планах — организовать доставку, чтобы клиенты смогли получить вкусные и полезные блюда прямо на порог.

Делаем такой промт: «Я хочу запустить сервис доставки, чтобы мои клиенты могли заказывать веганские блюда при помощи онлайн-приложения, с доставкой продуктов прямо к ним домой в Волгограде. Представь, что ты — исследователь рынка. Предоставь мне информацию о демографических характеристиках людей, которым будет интересна доставка веганских блюд. Включи такие переменные как возраст, доход, образование, пол и район проживания».

Благодаря информации от ChatGPT мы узнали, что наша целевая аудитория — молодые люди, с высоким уровнем достатка, чаще женщины, проживающие или в дорогих районах, или в местах с хорошей экологией.

Пойдем в нашей стратегии дальше — попробуем создать при помощи нейросети персоналию клиента. Промт будет таким: «Создай подробную личность покупателя, который мог бы быть заинтересован в доставке веганской кухни. Предоставь демографическую информацию, психографическую информацию, потребности, симпатии и антипатии».

Тут стоит отметить, что ChatGPT в состоянии запомнить около 20 сообщений до истечении сессии.

Получилось неидеально, но вполне неплохо. Есть от чего отталкиваться.

Новая версия ChatGPT позволяет проводить более углубленные исследования — изучать конкурентов и их стратегии, даже искать способы заполнить существующие на рынке лакуны.

Нейросеть — удобный помощник, особенно если нужны свободные уши и немного ролевой игры для лучшего понимания рынка. ChatGPT не устанет, и ему можно бесконечно задавать даже самые глупые вопросы.