Меня зовут Сергей Сапрыкин, мне 44 года. Я родился в Краснодаре, но уже много лет живу в Великобритании. Я долго занимался наукой — математикой — а сейчас преподаю ее детям и подросткам в Лондоне.

Я думаю, что в России существует проблема с образованием: оно слабо связано с реальными потребностями. Школьная и университетская системы образования не зависят от того, кем ты будешь работать в будущем, будь то инженер или программист. Это я понял во время учебы в России — как в школе, так и в университете, который я закончил в нашей стране.

Здесь, в Великобритании, Министерство образования разрабатывает детализированные планы для школьников. Обучение разбивается на четыре этапа, и для каждого из них по каждому предмету прописывается, что ученики должны знать и каких результатов мы ожидаем. Эти планы составляются совместно с представителями бизнеса и университетов. Университеты формируют свои программы в соответствии с требованиями работодателей, а сами работодатели уже устанавливают требования к студентам, которых они хотят видеть на входе.

Я думаю, что что-то сломалось между Советским Союзом и современным состоянием образования в России. Школы и университеты продолжают работать по инерции, и каждый делает то, что кажется интуитивно правильным. Это имеет свои плюсы и минусы.

По  рассказам знакомых педагогов очень высокого уровня из России, эта тенденция сохраняется: российское образование не мотивирует к получению прикладных знаний.

У нас были соревнования по математике, и я пригласил команду из Краснодара: это были дети, которые занимались в математическом кружке. Они выиграли, и это было ожидаемо, ведь у них мощная подготовка. Один из моих учителей, который приехал с ними, сказал мне, что его ученики значительно отличаются от моих в Лондоне. Он хотел бы, чтобы его ученики были такими же креативными и живыми, как мои. Он отмечал, что своих детей трудно растормошить, потому что в школе их заставляют зубрить, не понимая, зачем это нужно. В то время как в британской программе по математике, наоборот, акцент делается на прикладные аспекты и в целом поддерживается социализация. Это делает детей более любознательными и способными формировать интерес к жизни и хорошие запросы.

Мой интерес к зерокодингу

Когда я искал, чем заняться, я случайно наткнулся на зерокодинг, увидев бесплатный семинар в «Зерокодере». Я решил попробовать, и мне понравилось — это были реальные прикладные навыки. В итоге я купил курс, что было для меня рискованным шагом как финансово, так и в плане организации своего времени, но я всегда хотел начать свой стартап.

«Зерокодер», по моему мнению, компенсирует те недостатки, которые есть в российском образовании. Это первое, что я понял. Позже я понял, что так даже мне, человеку за 40, нравится учиться! «Зерокодер» предлагает практику, несмотря на то, что преподаватели сами имеют глубокие теоретические знания. Я иногда могу придраться к мелочам в преподавании, особенно в математике, но, размышляя, понимаю, что не стоит. Преподавателям не нужно переделывать свои курсы, даже если что-то кажется неправильно поданным с точки зрения формальной математики, — это ценно своей прикладной частью с упрощенным взглядом на мир.

Проблемы и плюсы онлайн-образования

Что касается онлайн-образования, то, как я уже говорил, оно может быть разным. Основная проблема в том, что у тебя нет личного контакта с учеником, и это большой минус. Я сам преподаватель и до пандемии предпочитал личные занятия, но когда она началась, мне пришлось перейти в онлайн. Я увидел, что все можно сделать через интернет, используя правильные инструменты. Zoom и другие платформы предоставили все необходимое.

Зерокодинг отлично помещается в этот формат. Мне важно иметь возможность учиться в удобное время, пересматривать материал и проверять свои знания. Я могу ставить видео на паузу и повторять за преподавателем, чего было бы невозможно делать в аудитории.

Онлайн-образование предоставляет мне возможность проверки своих навыков и получения обратной связи. Я могу обратиться к куратору курса, который проверяет мои проекты и указывает на ошибки. Это действительно полезно. В других курсах, которые я знаю, такая проверка и поддержка не всегда доступны. А здесь еще и очень полезные чаты с постоянной поддержкой от одноклассников и кураторов, — это супер ценно. Поэтому для меня зерокодинг стал отличным инструментом для обучения.

Как я оцениваю программу «Зерокодера» для детей

У меня есть подросток дома, и ему не подошла программа. Но это отдельная история: ребенок говорит по-русски, но плохо читает. Мы обсуждали, рисовали с использованием MidJourney. Это было около 7-8 месяцев назад. Мальчику трудно замотивироваться. Я заметил, что преподавателям нужно лучше понимать психологию детей, они порой слишком по-детски или слишком по-взрослому преподают.

Тем не менее, я уверен, что «Зерокодер» представляет собой отличную возможность для детей в России, заполняя пробелы в практических знаниях и применении теории.

Если удастся замотивировать детей и предоставить им практический материал, это может дополнить, а со временем и изменить систему российского образования. Необходимо создать хорошую систему, а не полагаться на отдельных выдающихся учителей. Если «Зерокодер» возьмет на себя эту миссию, будет здорово, но это непросто. Трудно объяснить ребенку, который уже демотивирован, что ему нужно еще и дополнительно заниматься. Его вопрос: «Как мне это поможет с оценками?» На что ответ: «Это не поможет напрямую, но когда тебе станет интересно, ты сможешь показать отличные результаты не только в школьных предметах, но и в достижении жизненных целей, которые поставишь себе сам».

Если и вы хотите познакомить своего ребенка с миром IT и новых технологий, приходите на наш бесплатный пробный урок для школьников. Там мы расскажем об основах Python и ChatGPT и обьясним, почему детям полезно поучиться этим инструментам.

Об обучении детей разработке с помощью ИИ

Недавно известный математик Теренс Тао, обладатель Филдсовской премии, запустил проекты с ИИ. Он подчеркнул, что ИИ — это помощник для математика, который позволяет ставить и выполнять более широкие задачи. В программировании ситуация похожа. ChatGPT может быть полезным инструментом для тех, кто уже имеет представление о предмете.

Когда детям дают опыт общения с ИИ, это полезно, но важно объяснить, что ИИ может ошибаться, так же как калькулятор. Надо учить детей различать правильные и неправильные ответы, а также показывать, как ИИ может помочь в изучении их интересов. Например, я работал с учеником, интересующимся морской биологией, и мы использовали ИИ для решения задач в этой области, соединяя их с математическим моделированием и программированием, — уникальный опыт доступный биологам в аспирантуре. А с ИИ это доступно развитому ребенку в 14 лет.

Нужно показывать детям, что ИИ — это будущее, и они будут в этой среде. Возможно, стоит изменить подход: сначала работать с ИИ, а потом осваивать формальные основы. Важно, чтобы дети понимали, как использовать ИИ, и что это требует навыков.

«Зерокодер» может научить детей эффективно использовать ИИ, что откроет перед ними новые горизонты. Я был бы рад и сам ознакомиться с такой программой, а может и поучаствовать в ее разработке.