API — это интерфейс приложения, при помощи которого программы обмениваются друг с другом информацией. Он определяет способ, параметры и форматы, нужные для того, чтобы получить от сайта определенные данные.

За примером работы REST API далеко ходить не надо. Скорее всего, вы проверяете погоду в каком-нибудь приложении или на сайте. Этот ресурс с высокой долей вероятности использует API для того, чтобы получить данные от метеорологического сервиса. Информация обновляется постоянно, поэтому температура и другие показатели в приложении тоже меняются постоянно.

Такие «связи» сильно упрощают создание сайтов и приложений. И понимать принцип их работы нужно всем разработчикам, в том числе зерокодерам. К счастью, ничего особо сложного тут нет.

API чаще всего не нужен для интеграции платформ между собой и автоматизации рутины — достаточно специфических инструментов зерокодинга. Мы говорим о них на двухдневном марафоне по веб-разработке без кода. Он бесплатный, нужно просто зарегистрироваться.

Важные термины

Сначала поговорим о терминологии, потому что во время работы с API вы будете сталкиваться с ней постоянно.

  • Ключ API, он же API key, — уникальный идентификатор, состоящий из чисел и букв, который нужен для подключения к определенному API.
  • Маршрут, он же route, — обращение API к эндпоинтам. Это в некотором роде URL, к которому обращаются при помощи методов запроса.
  • Эндпоинт, он же endpoint или буквально «конечная точка», — цифровая локация, которая принимает параметры и возвращает данные.
  • Метод запроса, он же request method, — метод, который определяет, что именно клиент хочет сделать. Есть разные типы методов: GET, POST, PUT, DELETE.
  • Запрос API, он же API call, — сигнал, который сервер посылает сторонним ресурсам после настройки системы.
  • Код статуса, он же status code, — числовой код, который показывает, был запрос успешным или нет.

И чуть более развернуто

Ключ API — уникальный токен, который нужен для того, чтобы получить доступ к большинству API. Он обеспечивает безопасность соединения, позволяет отслеживать и контролировать использование системы, чтобы сделать это могли только авторизованные пользователи.

Эндпоинты можно представить в виде панели управления вендингового аппарата. Например, мы хотим купить шоколадный батончик. Чтобы его получить, нужно нажать на кнопку, и тогда машина поймет, что именно нам нужно. Так работают и эндпоинты: как только мы начинаем их использовать, машина понимает, что за запрос мы посылаем, и может его вернуть.

Запросы — другой важный момент. Всего их четыре:

  • GET: чтобы получить данные.
  • POST: чтобы добавить (запостить) данные на сервер.
  • PUT: чтобы обновить существующие ресурсы API.
  • DELETE: чтобы удалить ставшую ненужной информацию.

В программистских кругах эти запросы называют аббревиатурой CRUD от Create, Read, Update, Delete (Создать, Прочитать, Обновить, Удалить).

Большинство публичных API позволяют только получить данные (GET), чтобы пользователи не могли вносить непрошенные изменения в информацию на сервере.

Запрос API — единственный способ получить от API ту информацию, которая вам требуется. Запросы ограничены четырьмя перечисленными выше. Можно представить это как заказ в ресторане: вы говорите официанту, что вам нужно, он передает данные на кухню, кухня готовит блюдо и возвращает заказ.

Коды статуса нужны для того, чтобы понять, прошел запрос или нет. Они трехзначные: первая цифра обозначает категорию — например, если это 2, значит, все прошло успешно. Но если код начинается с 4, значит, что-то пошло не так. Статусы помогают понять, что делать дальше.

Какие бывают API

Не все API публичные. В общем и целом, они делятся на четыре типа:

  • открытые или публичные, предоставленные разработчиками для общего пользования. К ним относится, например, Google Maps API. Это значит, что любой может бесплатно встроить на свой сайт карты;
  • партнерские создаются для отдельных разработчиков или компаний. Нередко в такую категорию попадают сервисы, позволяющие логиниться через социальные сети. Компания получает токен, а ее клиенты — возможность регистрироваться через соцсеть;
  • внутренние или приватные, обычно используемые компанией для решения внутренних задач, обмена данными или коммуникации. Свой API есть у любой большой корпорации, например, у Amazon;
  • композитные или оркестровые, которые объединяют данные или функциональные возможности нескольких API. Они служат единой точкой входа для клиентов и упрощают взаимодействие с несколькими REST API, предоставляя единый интерфейс.

Как настроить API

Теперь разберемся на практике, где взять API и что с ним делать.

1. Ищем нужный API

Публичные ключи предлагают многие платформы. Что-то конкретное можно найти, покопавшись в директориях GitHub или Google API Explorer. Можно просто отыскать желаемый сервис в поиске.

Возьмем для примера API Яндекс.Погоды. С его помощью в приложение можно встроить актуальный прогноз, который будет меняться в зависимости от температуры и других атмосферных явлений за окном.

2. Читаем документацию

Самое главное — внимательно прочитать документацию. В ней содержатся данные о значениях и других параметрах API, а также о том, как с ним правильно работать. Яндекс.Погода позволяет выбрать Тестовый тариф или бесплатный «Погода на вашем сайте».

При переходе в кабинет разработчика можно выбрать как набор интересующих API, так и тариф, после чего вы получите уникальный идентификатор — ключ API. Его можно использовать в своем приложении.

3. Подключаем API к своему проекту

Остальное зависит от используемой платформы. У Bubble есть плагин, позволяющий подключать к приложениям внешние REST API — он называется API Connector. Подробная инструкция есть и у FlutterFlow, о котором мы уже писали. Она находится здесь, а перевести ее на русский можно или браузерным переводчиком, или нейросетью DeepL.

Для конструкторов вроде Webflow понадобится установка дополнительных сервисов. Пример — NoCode API. Кстати, это весьма полезный инструмент для зерокодеров, которым хотелось бы получить динамическую информацию в своем приложении.