«Зерокодер» обучает педагогов и преподавателей Грозного в Технопарке Чеченского государственного педуниверситета (ЧГПУ) — там в эти дни проходит «Педагогический стартап». В недельной программе — профориентационная работа со школьниками. Задача учителей-предметников разобраться, как современные нейро-технологии, работающие на стыке математики и машинного обучения, влияют на образование.
Главным спикером по теме стал управляющий партнер «Зерокодера» Сергей Бражник. До сотрудничества с университетом он более десяти лет работал в Яндексе: развивал офисы разработки, создавал инструменты машинного обучения и руководил Академией Яндекса.
О программе ЧГПУ
«Педагогический стартап» — это недельная программа профориентационной работы в системе образования. С одной стороны, она помогает школьникам понять тонкости работы педагога и сделать первые шаги в профессию, а самим учителям разобраться, как глобальные технологические тренды помогут им создать принципиально новую учебную среду.
Интенсив в ЧГПУ, с которым наша команда отправилась в Грозный, строился именно вокруг второго трека. К слову, он стал частью пилотного проекта школьной, студенческой и корпоративной лиг по спортивному программированию — он проводится Федерацией спортивного программирования России и при поддержке «Интеллект Университета».
Нейросети: взаимодействие человека с искусственным интеллектом
Главный вопрос, который мы поставили перед педагогами: так как знания о нейросетях помогут подготовить будущие поколения к вызовам цифрового мира и нужно ли это вообще? Я вам тут отвечу не задумываясь: роль учителя в современной системе образования и в контексте развития искусственного интеллекта эволюционирует (она адаптируется под вызовы современного мира также быстро, как и любая другая область знаний). Таким образом если немного отклониться от привычного метода передачи информации, то учитель сегодня перестает быть только лишь проводником в понимание какого-то предмета. Он начинает осваивать инструменты, позволяющие уловить суть происходящих перемен и начинает развивать учебные среды, где школьники погружаются в интерактивные и живые образовательные ситуации.
Это и есть одна из главных причин, объясняющих необходимость изучения нейротехнологий учителями и внедрения ИИ в образование: мы имеем дело с очень продвинутым цифровым поколением — digital natives. Большинство молодых людей даже не задумываясь управляют виртуальными системами и гаджетами, интуитивно пользуются цифровыми технологиями, стримят и общаются в виртуальном пространстве. Они живут в понятном для них мире.
И поэтому нам хотелось в сжатые сроки успеть побольше рассказать о том, как искусственный интеллект может быть внедрен в образовательный процесс. Какие преимущества получит педагог, применяй он в работе еще больше новых интеллектуальных инструментов?
От теории к практике
В этом смысле интенсив стал отличной возможностью углубиться в тему. И пока нейросети становятся незаменимыми помощниками учителей, сами педагоги готовятся стать для своих учеников проводниками-наставниками в мир умных алгоритмов. Поэтому мы решили, что заключительный этап интенсива станет уже практическим: педагоги сами начнут преподавать школьникам основы промпт-инжиниринга.
- Промпт — это запрос к нейросети с инструкцией, что ей нужно делать;
- Промпт-инжиниринг — подход, основанный на создании точных инструкций (промптов) для того, чтобы получить от ИИ-систем желаемые результаты (ответы) на свой запрос. Задача педагога обучиться самому, а потом обучить и учеников пониманию современных языковых моделей: как они работают и как устроены.
Принципы промпт-инжиниринга просты. Ты изучаешь методы разработки эффективных и точных промптов для решения конкретных задач с ИИ, разбираешь случаи использования и лучшие практики, развиваешь навыки коммуникации с ИИ, адаптированных к различным сценариям, начиная от генерации текстов и заканчивая решением задач.
Структура интенсива
Структуру интенсива мы собрали максимально компактно: Национальная стратегия развития ИИ ➔ Введение в нейросети: история, основы, конфиденциальность ➔ Нейросети для генерации текста ➔ Нейросети для генерации изображений ➔ Практикум.
Знаете, почему критически важен каждый из этих пунктов? Согласно государственным целям (Национальная стратегия развития ИИ утверждена до 2023 года), доля работников, имеющих навыки использования ИИ в 2030 году должна вырасти до 80% против тех 5% процентов, что были в 2022 году. А почему? Потому что это незаменимым инстурмент в руках любого специалиста будь то педагог или аналитик. И мы сейчас не говорим о том, что ИИ полностью заменит какую-то профессию. Просто копать лопатой легче, чем голыми руками.
Нейросети помогут учителям:
- персонализировать материалы под учеников
- генерировать идеи с чистого листа — программа урока, тесты, викторины
- создавать больше новых вариантов преподавания материалов
- анализировать большие объемы информации
- иллюстрировать учебные материалы
- в конце-концов нейросеть — это идеальный справочник.
А учителям информатики ИИ поможет собрать нужные ответы на вопросы о языках программирования, алгоритмах, структурах данных и т.д., поможет в решении проблемы с отладкой кода или вовсе напишет куски кода на любом из языков программирования.
Вместо заключения
Тема нейросетей в какой-бы то ни было области для меня история бесконечная: я могу разговаривать о ней долго, могу обосновывать ее роль и место в современном мире, могу тут же набросать краткий курс о том, как освоить умные технологии.
Мне очень нравится выступление президента на конференции в сфере технологий искусственного интеллекта AI Journey, где он сказал, что внедрение технологий ИИ в нашу жизнь — это прекрасный ресурс для укрепления нашего научного, образовательного, технологического, производственного потенциала.
И с этим сложно не согласиться: ИИ — одно из важнейших условий повышения качества жизни людей и он существенно облегчает работу со многими прикладными вопросами.