Немного о Виталии

Виталий Парамонов, 52 года, Пекин

Я уже давно живу и работаю в Китае. И так получилось, что меня всю жизнь тянуло в техническую сторону, но это не единственная зона моих интересов. По первому образованию я инженер-физик, по второму — филолог, специализируюсь на китайском языке и переводоведении. Моё хобби — этимология китайской иероглифики. Такое непривычное сочетание: технарь с инженерным складом ума — и увлечённый исследователь языка. Я пишу научные статьи по этой теме, публикуюсь, в том числе, в СПбИИ и РГГУ.

ОНЛАЙН-ПРАКТИКУМ
ЗАПУСК DEEPSEEK R1 ЛОКАЛЬНО НА СВОЕМ КОМПЬЮТЕРЕ
ЧТО БУДЕТ НА ОБУЧЕНИИ?
  • ПОКАЖЕМ, КАК РАЗВЕРНУТЬ МОДЕЛЬ DEEPSEEK R1 ПРЯМО НА СВОЁМ КОМПЬЮТЕРЕ
  • Где и как применять? Потестируем модель после установки на разных задачах
  • Как дообучить модель под себя?

Быть компьютерщиком до появления персоналок

Программировать я начал задолго до того, как у меня появился первый ПК. В те времена в технических журналах публиковались чертежи и инструкции, как собрать компьютер самостоятельно: спаять из «рассыпухи» радиодеталей и микросхем, которые ещё надо было где-то найти.

Часто нужные микросхемы невозможно было достать, и мы с друзьями начинали разбирать, как они устроены внутри, чтобы заменить их своими решениями. Упрощали узлы, пересчитывали тайминги схемы — по сути, изучали схемотехнику на практике, буквально «на пальцах».

Мы, старшеклассники, «из ничего» собирали компьютеры — они были очень простые, примитивные по сегодняшним меркам, но тогда это было настоящее чудо!

После школы поступил во Владивостоке в Дальневосточный государственный университет, сейчас он называется Дальневосточный федеральный университет. Учился на физическом факультете, по направлению «Физика твёрдого тела». Специализация — производство микросхем, микропроцессорных устройств, низкоуровневое программирование. То есть, кроме фундаментальных основ физики, в университете мы изучали как «выпекание» самих чипов, так и программирование подобных устройств.

По сути, это работа с машинными кодами и ассемблером — языком, который ещё ближе «к железу», чем «Cи». Собственно, в машинных кодах компьютер и «думает», а ассемблер — это сопоставленное каждому машкоду слово, понятное человеку.

Сначала — в тетрадке

В конце 80-х, чтобы запустить программу, нужно было вручную вбивать машинный код — длинные столбики цифр (они распространялись в журналах и книгах). Представьте: тысячи чисел подряд, которые нужно вводить вручную — по одной цифре. Если ввёл правильно, запускается, например, «Тетрис». И ты счастлив — теперь можно записать его на магнитофонную кассету, чтобы потом не набирать заново.

Но это если у тебя был сам компьютер. А у меня его довольно долго не было — я всё ещё только собирал свою машину. Достать микросхемы было крайне сложно, на это уходили месяцы.

Поэтому я начал с другого: просто разбирался на бумаге, как устроены машинные коды.

Выписывал машинные коды в тетрадку и расшифровывал: например, 33 — это «взять значение из ячейки А и положить в ячейку В».

Разбирая строчку за строчкой, я постепенно собирал в голове логику программы. Это называется дизассемблированием — процесс, когда ты из машинного кода получаешь обратно понятную, логичную последовательность действий. Ассемблер — это самый низкий уровень программирования. А дизассемблирование — это путь обратно: из кода в действия, которые можно прочитать и понять.

Когда у меня, наконец, появился компьютер, я уже хорошо понимал, что и как в нём работает, мог легко находить ошибки в чужих программах и исправлять их.

Это понимание самых основ, «низкого уровня», стало моей профессией и страстью.

Поэтому выбор физфака не был случаен. В конце 80-х в Советском Союзе планировали развивать собственное производство микропроцессоров на Дальнем Востоке. Но пока мы учились, Союз распался, и тема тихо закрылась. Мы оказались высококвалифицированными инженерами в стране, где эти знания больше никому не были нужны.

«Мы никогда не виделись, но вместе взломали прошивки винтов»

Пришлось зарабатывать на жизнь ремонтом IBM PC, а это довольно примитивная и скучная работа. Да, я мог ремонтировать платы с паяльником в руках — любой схемотехник может. Но меня всегда интересовало не это — а как всё устроено внутри. То, что глубже, сложнее.

В те годы одной из самых сложных и дорогих частей компьютеров были «винчестеры» — так назывались накопители на жёстких магнитных дисках. Сейчас все переходят на SSD, массово используют «облако» для бэкапов, но в те времена жёсткие диски были невероятно важны: если они ломались, то люди теряли все свои данные. Чинить умели только отдельные устаревшие модели, а достать данные из мёртвого «винта» было на грани фантастики. Проблема заключалась в том, что диск внутри — полноценный микрокомпьютер, со своим встроенным ПО, особенности работы которого производители не раскрывали. Никаких инструкций, никаких описаний, никакой документации. Чёрный ящик.

И вот в конце 90-х благодаря переписке на форумах у нас собралась разбросанная по бывшему СССР команда инженеров-энтузиастов.

Мы начали исследовать, как устроены жёсткие диски, разбирать их прошивки — просто из любопытства. Переписывались через Fido, потом по e-mail и «аське», не зная даже, как кто выглядит. Вместе изучали коды, разбирали их построчно. Затем собрали свою утилиту для ремонта и восстановления данных — первую в СНГ, собранную на основе реверс-инжиниринга, без доступа к заводской документации. По сути, мы взломали «чёрный ящик» просто из интереса.

После этого многие из нас разъехались по разным странам — западные компании начали переманивать. Для них было неожиданностью, что кто-то вообще смог взломать столь сложные прошивки.

На Западе инженеры с подобной квалификацией работали в конструкторских бюро. А нам тогда нечего было разрабатывать — вот и приходилось разбираться в работе чужих устройств.

Переезд в Китай

В Китай я попал почти случайно: у одной компании были вагоны неисправных дисков, и никто не знал, как их оживить. В поиске специалиста они вышли на российский технический форум, где им порекомендовали меня.

В Китае масштабы были в разы больше: если в России мне приносили десяток дисков в месяц, то здесь — сотни и тысячи ежедневно.

Китайцы предложили хорошую работу, личных переводчиков, прекрасные условия для семьи. Мне было страшно потому, что я не знал ни страны, ни языка, но интерес пересилил — и я оказался в Пекине.

Повторение истории

Моя прежняя специализация — узкая, и иногда это мешает. Ты вроде бы крутой специалист, но в своей узкой нише.

А когда нужно написать какую-нибудь простую утилиту или помочь с чем-то более прикладным, приходится отказываться.

Поэтому мне и стало интересно попробовать расширить спектр умений. Особенно увлекла тема искусственного интеллекта. По ощущениям это очень похоже на то, как мы когда-то входили в мир персональных компьютеров. Всё новое, непонятное всем вокруг — и невероятно увлекательное.

Когда-то появление первых персональных компьютеров стало настоящим потрясением. Программисты и инженеры старой закалки, привыкшие к советским машинам, типа ЕС и СМ ЭВМ, оказались не готовы: они просто не успевали адаптироваться. А мы — студенты, школьники, энтузиасты — попали в пустую нишу, которую игнорировали профессионалы. Войти в неё можно было только с нуля, без багажа знаний о советских машинах, и у нас была фора: нам было интересно, мы часами ковырялись в университетских компьютерных залах, разбирали, как всё работает. Эта энергия, жажда разобраться — она нас и вытащила вперёд.

И вот сейчас, с искусственным интеллектом, история повторяется. Вновь возникает разрыв поколений: инженеры старой школы не понимают, как с этим работать, а тот, кто сумеет быстро вникнуть, получает шанс — редкий и короткий.

Сейчас можно войти в область ИИ и сделать что-то действительно значимое.

Через три-четыре года эту нишу закроют крупные корпорации — как это случилось с ПК в середине 90-х. Пока же — время турбулентности: каждый день появляются и исчезают технологии, меняются форматы. И именно сейчас есть шанс «запрыгнуть в поезд».

Об учебе: что зашло, а что — не очень

Придя на учёбу в «Зерокодер», я не знал точно, какие курсы мне пригодятся, поэтому записался на «Карьеру без границ». Сейчас уже прошёл весь блок «Нейросети для жизни», почти полностью закрыл «Промпт-инжиниринг» и некоторые другие, и на очереди разработка мобильных приложений.

В целом у меня остались хорошие впечатления. Некоторые темы были знакомы по работе, а что-то оказалось новым — это особенно ценно. Самыми сложными были задания с видео и рисунками — я не люблю такие форматы и приходилось себя буквально заставлять. Но при прохождении курса нельзя пропустить даже часть заданий, поэтому надо делать и то, что совсем не вдохновляет.

Из мелких неудобств — мне кажется неудобным формат обсуждений в телеграм-чатах. Я привык к форумам, где темы структурированы и легче найти нужное. Но понимая, что сейчас это общая тенденция, приходится адаптироваться.

Информации на курсах действительно много, она даётся довольно подробно. Особенно хочу отметить работу моего менеджера — Екатерины, которая отвечает быстро и по делу, а если чего-то не знает, то обязательно выяснит и вернётся с ответом или свяжет со специалистом. При этом она поддерживает не только по учебным вопросам, но и просто по-человечески — это очень ценно!

Что есть сейчас

Сейчас я прохожу стажировку от «Зерокодера» в одной из компаний, занимающихся внедрением решений с использованием ИИ. Параллельно преподаю, провожу для детей научно-популярные кружки и технические экскурсии. Рассказываю и показываю, как работать с компьютерами, что такое ИИ, как устроены языковые модели. Мне важно объяснять всё максимально просто, «на пальцах», чтобы человек действительно понял, уловил суть и смог повторить сам. Особенно интересно рассказывать детям — они задают нестандартные, неожиданные вопросы и заставляют по-новому взглянуть даже на привычные вещи. Мне нравится связывать, на первый взгляд, несвязанные явления — и видеть, как у человека загораются глаза, когда он вдруг улавливает смысл.

Как-то на занятиях один мальчик сказал: «Компьютер — это магия, невозможно понять, как работают эти микросхемы…» В ответ я предложил собрать самый простой компьютер на том, что дети могли бы «пощупать» и увидеть механику работы. В результате был сделан сумматор, работавший без микросхем и транзисторов — на обычных электромеханических реле. Десятилетние пацаны и девчонки заворожено выставляли тумблерами двоичные числа, нажимали на кнопку — пробегала трель реле, и лампочки высвечивали точную сумму! Все действия устройства им были абсолютно понятны — ведь дети сами составляли таблицы истинности, рисовали принципиальную схему и собирали устройство…

Прошло много лет, ребята пошли в технические вузы, но на тех уроках они осознали: компьютер — это не загадочная волшебная коробка, а чёткая логика, которую можно реализовать хоть на коленке, если понять, как она устроена.

Связаться с Виталием

E-mail: vitalijparamonov496@gmail.com

WhatsApp: +79140150468

Большой практикум
ЗАМЕНИ ВСЕ НЕЙРОСЕТИ НА ОДНУ — PERPLEXITY
ПОКАЖЕМ НА КОНКРЕТНЫХ КЕЙСАХ
  • Освой Perplexity и узнай, как пользоваться функционалом остальных ИИ в одном
  • УЧАСТВОВАТЬ ЗА 0 РУБ.
  • Расскажем, как получить подписку (240$) бесплатно
Участвовать бесплатно
ОНЛАЙН-ПРАКТИКУМ
ЗАПУСК DEEPSEEK R1 ЛОКАЛЬНО НА СВОЕМ КОМПЬЮТЕРЕ
ЧТО БУДЕТ НА ОБУЧЕНИИ?
  • ПОКАЖЕМ, КАК РАЗВЕРНУТЬ МОДЕЛЬ DEEPSEEK R1 ПРЯМО НА СВОЁМ КОМПЬЮТЕРЕ
Участвовать бесплатно