Чем шире выбор, тем больше времени человек принимает решение, а чем больше времени он принимает решение, тем ниже вероятность, что он вообще что-нибудь выберет. Этот вывод построен на законе Хика — психологическом принципе, открытом больше полувека назад. Понятно, для чего это нужно маркетологу. Но при чем тут дизайнеры и зерокодеры? Объясняем.
Закон Хика и UX-дизайн — важные элементы веб-разработки. На нашем бесплатном интенсиве мы расскажем, какие инструменты использовать для создания приложений и сайтов, как с ними работать и как начать карьеру в одной из самых востребованных областей IT.
Что такое закон Хика
Целиком принцип называется «законом Хика — Хаймана». Его вывели американские психологи Уильям Эдмунд Хик и Рэй Хайман. В 1952 году они провели эксперимент, чтобы понять корреляцию между количеством опций, которые предлагаются человеку, и его реакцией на них.
Оказалось, что чем больше перед человеком выставлено товаров, тем труднее ему выбрать. С увеличением количества опций сложность принятия решения тоже растет. Если их прямо-таки грандиозное количество, то высока вероятность, что человек махнет рукой и в принципе откажется выбирать.
Почему это вообще работает? Потому что такова природа человека, так устроен его мозг. Информация об объектах, с которыми мы взаимодействуем, хранится в кратковременной памяти — ее еще называют активной или первичной. Именно там находятся все данные, нужные нам для принятия решения. Но объем у нее небольшой по сравнению с памятью долговременной. Если положить в нее слишком много опций, нам станет сложнее взвесить все «за» и «против», оценить варианты и принять решение.
Словом, много — не всегда хорошо. Это касается продаж и маркетинга. И это касается UX-дизайна.
Как закон Хика связан с UX-дизайном
Как UX-дизайн связан с зерокодингом, пожалуй, пояснять не нужно. Любой зерокодер — в некотором роде дизайнер, контентщик, бэкендер, верстальщик и даже чуточку психолог. Разрабатывать дизайн приложения рано или поздно придется. Шаблоны — это хорошо, но почти все зерокодеры из них со временем вырастают.
Связь UX-дизайна с законом Хика тоже понятна. Чем больше вариантов выбора, тем труднее выбрать. Чем больше элементов в приложении, тем быстрее переполняется стэк активной человеческой памяти.
Дизайнеры с опытом используют закон Хика для того, чтобы делать проекты лучше для пользователей.
Как использовать закон Хика для улучшения сайта
1. Ограничиваем количество опций
Порой маркетологи стремятся выложить на тарелку в принципе все имеющиеся у них варианты, но торт плохо сочетается с куриной отбивной. Нужно сократить выбор — это поможет посетителям эффективно выбирать.
Может показаться, что чем больше фич представлено на сайте, тем он ценнее, сложнее и круче, но это не так. Дизайнеры следуют принципу, который в английском языке называется «K.I.S.S.», от «Keep It Short and Simple» — «Сохраняй краткость и простоту». Чем меньше опций, тем проще интерфейс. На него приятнее смотреть, он не перегружает активную память.
Пример: пользователь переходит на страницу с тарифами. Несколько тарифов — это must have, чтобы было из чего выбрать. Но слишком много тарифных планов — тоже нехорошо, потому что усложняет принятие решения. Оптимальное количество — от трех до пяти.
2. Ставим информацию и действия во главу угла
Порой приложения и сайты должны быть сложными, особенно если они предполагают публикацию больших объемов информации. Но сложность в плане наполнения не значит сложность в плане функционала. Приоритет должен быть у контента и действий, чтобы пользователи видели четкую иерархию — и чтобы самый главный элемент страницы сразу бросался им в глаза.
Грамотный пользовательский интерфейс требует постепенного раскрытия информации — так посетителей сайта меньше перегружает количество опций для выбора. Они адаптируются так же, как дайвер привыкает к погружению в воду.
С постепенным погружением отлично справляются, например, новостные ресурсы. Они предлагают краткую сводку главных новостей с возможностью перейти к конкретной статье.
Хороший пример постепенного раскрытия информации — навигационные меню, в которых главное идет просто строчками, а второстепенные опции можно открыть дополнительно, нажав на иконку.
3. Группируем опции
Что главное в хорошем UX-интерфейсе? Он предельно логичен. Одно проистекает из другого, так что пользователю не требуется особо думать. Если сгруппировать похожие элементы, дизайн приложения станет проще, логичнее и понятнее для посетителя.
Представьте сплошной текст без абзацев и отбивок. Читать его не просто сложно — практически невозможно. Теперь добавьте пробелы. Станет лучше и понятнее. По такому же принципу работает и сайт. Даже обычные пробелы между опциями уже упрощают процесс выбора.
4. Разбиваем сложные процессы на маленькие
Великий секрет дизайна — все сложное нужно разбить на простое, более понятное и менее трудоемкое. Человеку комфортнее взаимодействовать с сайтом, когда что-то сложное уже обработали до него. Например, создание рабочего кабинета: если просто вывалить всю инструкцию сплошным текстом, пользователь может и не дойти до конца регистрации. Лучше сделать серию окон, где каждое окно отвечает за какой-то небольшой шаг.
Так же работают квизы и тесты. Вспомните сами: куда проще пройти разбитый на несколько частей тест, чем заполнять один бесконечно длинный.
5. Направляем пользователей
Что еще должен делать хороший интерфейс приложения, так это направлять. Это упрощает процесс принятия решения и подталкивает посетителя совершить то, что нужно владельцу сайта: скажем, зарегистрироваться, оплатить подписку или сделать заказ.
Направление — это и ситуация, когда дизайнер вешает плашку «самый популярный» на оптимальный тариф. Зачем выбирать, если лучшая опция уже выбрана за нас?
Грамотно составленный текст тоже сделает опыт пользователей лучше. Чем более простую и лаконичную форму имеют инструкции, тем они понятнее. Важно понимать то, к чему подводит нас закон Хика: человек куда охотнее выполняет задачу, когда понимает, что от него хотят, и какие действия нужно совершить для достижения цели.
Минимализм, красота, эстетика — все это важно, но понятность еще важнее. Если стоит выбор между креативностью (написать на кнопке «Нажми меня») и понятностью (написать на ней же «Зарегистрироваться»), выбирать нужно второе.