Евгений — Bubble-разработчик и преподаватель университета зерокодинга. Еще год назад он управлял SMM-агентством, обращался к программистам и даже не думал, что будет собирать полноценные мобильные приложения. Вместе с WeLoveNoCode он сделал мобильное приложение на Bubble под iOS и Android — Ornum. Оно помогает осознанно выстраивать карьеру и прокачивать нужные навыки с использованием геймификации. Пока это самое крутое мобильное приложение на Bubble от российских разработчиков, которое мы встречали.
Почему я выбрал Bubble
Я никогда не программировал: пытался учить Python, но не зашло. А не так давно окончательно «наелся» традиционной разработкой — была задача сделать MVP продукта и проверить гипотезу, обратился к программистам. Они год пилили решение и сделали какую-то монструозную штуку «на миллион пользователей» — но в это MVP ни один пользователь так и не пришел.
Потом настала пандемия и рестораторы, клиенты нашего SMM-агентства стали уходить — по три человек в день. Через некоторое время не осталось почти никого и появилось много времени. Тогда я случайно прочитал про Bubble в комьюнити зерокодеров и за 2−3 недели запилил на нем MVP продукта, на которое программисты потратили год. 2−3 недели — с учетом чтения мануалов, то есть с нуля. Это MVP было немного кривоватым — все-таки первая работа на Bubble — но оно работало и мы смогли наконец протестировать свою гипотезу.
Что такое Ornum и как он работает
Заказчик хотел сделать систему по управлению карьерой — на старте у него не было четкого ТЗ, только набросок концепта в гугл-таблицах. Мы начали делать веб-приложение, но в итоге решили собрать мобильный апп.
Ornum построен на геймификации: выполняешь задания, получаешь баллы, повышаешь уровень. Пользователь может ставить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные карьерные задачи, выполняя которые, он добивается необходимой квалификации — например, чтобы из руководителя отдела вырасти в CEO.
При регистрации надо заполнить информацию о себе, в том числе выбрать текущую должность и компанию. В приложении уже есть карьерные треки с необходимыми скилами и баллами по каждому из навыков — и когда пользователь ставит карьерную цель, то есть желаемую должность и дедлайн, она сопоставляется с текущей должностью и выдается пошаговая дорожная карта для ежедневной прокачки квалификации. Причем сопоставляется не только должность, но и уровень текущих навыков — например, сейчас по менеджменту у пользователя 300 баллов, а чтобы стать CEO, надо набрать 1500.
Каждый день надо выполнять задания и зарабатывать баллы. Если выполняешь все дневные задачи — получаешь дополнительный балл, если пропускаешь день, часть баллов сгорает.
Задать вопросы по Bubble и пообщаться с экспертами можно в русскоязычном коммьюнити.
Что внутри приложения
- Уровни и должности по 49 навыкам и направлениям развития — 3000 комбинаций для расчета карьерного трека.
- Игровые механики, система начисления баллов за выполненные задания и штрафы за невыполненные задания.
- Задачи на разные горизонты планирования: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.
- Ачивки.
- Дашборды.
- Страница с подробной статистикой по каждому навыку и количеством баллов, которое еще предстоит набрать.
- Система оценки текущих компетенций.
- Workflow (внутренний термин Bubble, рабочий поток), который создает 49 записей по скилам сразу после регистрации и сопоставляет их с данными пользователя.
Вся информация хранится на бэкенде приложения и пока единственный минус — не очень высокая скорость загрузки данных из БД на фронтенд. В будущем команда Bubble обещает это исправить. Зато платформа из коробки дает все инструменты для разработки.
Как делали приложение и во сколько обойдется традиционная разработка
Сами функции я собрал за 2−3 недели, а дизайн пришлось делать в пять итераций — это заняло около трех месяцев. В это время у заказчика появлялись и дополнительные пожелания по функционалу — я их добавлял.
Приложение я делал один, в традиционной разработке нужна была бы команда из пяти человек и 1−2 млн рублей (при готовом ТЗ), а с итерациями и добавлением функций это в итоге могло бы обойтись в 4−5 млн рублей.
Верстку мобильного приложения мы не стали делать с помощью адаптации через респонсив — для такой верстки надо учитывать слишком много факторов и четко понимать, как ведет себя и работает тот или иной элемент на разных разрешениях: ползунки, кнопки и т.п. Поэтому мы сделали проще — создали отдельные мобильные страницы, которые открываются, когда приложение определяет тип устройства.
Еще была небольшая сложность при создании базы данных — пришлось подгружать список скилов и баллов по каждой должности в формате CSV, а потом проверять его корректность. Если в какой-то из 3000 строк была ошибка, таблицу исправляли и подгружали заново.
Ornum я собирал в одиночку, когда сотрудничал с WeLoveNoCode. Не вижу смысла разрабатывать такие проекты на Bubble командой из нескольких человек, да и функция для коллаборативной работы, на мой взгляд, организована в Bubble не очень удобно. Например, когда второй разработчик вносит изменения, появляется предупреждение, что страницу надо обновить — это тормозит работу, сложно нормально тестировать приложение.
Ornum можно скачать в App Store и Google Play — для этого Bubble-приложение мы упаковали в специальный контейнер.
Смотреть кейс на видео
Изучить платформу можно на нашем курсе «Разработка на Bubble» — в первом на территории СНГ университете ZEROCODER. Вместо долгих поисков информации на англоязычных форумах можно за 2-3 недели освоить платформу без опыта в программировании и зарабатывать круглые суммы.