Коммуникация — ключевой аспект успешного ведения бизнеса

Почти в любой сфере деятельности, будь вы программистом, дизайнером или сммщиком, умение эффективно общаться с клиентами играет основную роль. Оно формирует долгосрочные отношения и удовлетворение потребностей собеседника. Это касается как устной, так и письменной коммуникации.

Развитию своего дела могут помочь не только навыки коммуникации. Как насчет бесплатного вебинара «Первые деньги с нуля»? Расскажем, как и с помощью каких инструментов выйти на заработок!

Письменная коммуникация

1. Ясность и простота

Письменная коммуникация — это вообще основной канал взаимодействия с заказчиками (если вы фрилансер, все общение происходит в Интернете). Убедитесь, что ваше сообщение написано ясно и легко читаемо. Будет круто, если в переписке вы освободите его от лишних технических терминов.

Используйте короткие абзацы (как этот), пунктуацию и форматирование (например, выделение ключевых фраз жирным шрифтом) для создания легкочитаемого текста. Это помогает избежать недопонимания и экономит время..

2. Структурирование информации

Разделяйте информацию на абзацы. Не нужно писать сплошным текстом! Это отталкивает и убивает желание читать текст. Используйте заголовки и списки. Они могут быть:

  • нумерованными
  • маркированными
  • с помощью эмодзи
  • с использованием черточек

Это позволит заказчику быстро получить необходимую информацию и повысить шанс продать свои услуги.

3. Своевременность ответов

Никто не любит ждать. Никто не любит игнорщиков.

Стремитесь к оперативности в ответах на письма заказчика. Задержка может создать впечатление недостаточной заинтересованности или профессионализма.

Устная коммуникация

1. Активное слушание

Знаете, чем отличается активное слушание от пассивного?

❌ Пассивное:

  • безразличное молчание
  • звуки, вроде: «ага», «да-да», «хм»
  • переключение внимания на телефон
  • отсутствие взгляда в глаза
  • перебивания

✅ Активное:

  • уточняющие вопросы
  • повторение ключевых моментов
  • заинтересованный вид
  • контролирование желания вмешаться или предложить решение, прежде чем полностью понять проблему клиента или компании

2. Позитивный настрой

Даже если вы не являетесь великим ментором, сохраняйте оптимистичное и позитивное отношение во время диалога. Человек ценит общение, которое создает доверительную атмосферу и позитивные эмоции.

На худой конец, можно хотя бы искренне улыбнуться!

Многие спецы избегают слова «нет» и вместо этого предлагают фразу типа «Я могу предложить вам альтернативу». Предложение клиентам конструктивных альтернатив — лучший способ общения, чем просто категорический отказ. Например, даже если товара нет в наличии, все равно можно сообщить клиентам о поставке в следующем месяце.

3. Адаптация к аудитории

Приспосабливайте свой стиль общения в зависимости от особенностей заказчика. Некоторые предпочитают краткие и ясные ответы, в то время как другие могут ценить более подробные деловые объяснения. Как понять? Понаблюдайте за речью заказчика. Если он все время тараторит, вероятнее всего, и ответ ждет развернутый. Сосредоточение внимания на том, что вы можете сделать, а не на том, чего не можете, — лучший способ успешно общаться с клиентами.