Ты освоил ноукод-платформу или зерокодерский стек, положил в портфолио пару проектов и готов зарабатывать. Но как только видишь заказ, возникают сомнения: «заказчик не ответит», «вдруг что-то пойдет не так», «не потяну».

Рассказываем, как решиться на первый заказ, где искать помощи и почему ошибаться нормально.

1. Посмотри в портфолио — скорее всего ты уже делал что-то похожее

Допустим, ты нашёл в еженедельном дайджесте «Я зерокодер» заказ по своему стеку и хочешь откликнуться, но некоторые пункты кажутся незнакомыми. Что делать?

Когда пришел первый заказ ‌‌

Если уже прошел один из курсов «Зерокодера», наверняка в твоем портфолио есть несколько проектов, и ты уже делал что-то похожее. Возможно, непонятные пункты некорректно сформулированы. В этом случае задай клиенту вопросы, которые помогут тебе понять задачу и предложи свое решение.

Если задача совершенно новая, все равно не спеши отказываться. На курсах тебе дали базу, с которой можно погружаться в сложные темы и изучать детали самостоятельно. Ни одна книга, вебинар или курс не научат всем тонкостям профессии, да это и не нужно. Как и традиционные разработчики, зерокодеры набирают опыт на заказах.

2. Ты уже востребованный специалист — прими это

Компания Creatio провела опрос более 1000 топ-менеджеров и почти половина из них пожаловалась на отсутствие квалифицированных технических специалистов. Период обучения программиста растягивается на несколько лет, а пока он учится, рынок меняется, появляются новые технологии, обновляются старые. Программистов на всех не хватает.

На этом фоне зерокодер — настоящий «сын маминой подруги»: и задачу закроет, и Time to Market сократит, и Cost to Market снизит. А теперь представь, как ты говоришь заказчику, который собирался купить мобильное приложение за миллион, что справишься вдвое дешевле и втрое быстрее. С таким предложением предприниматель охотнее пойдет на переговоры.  

Так говорят заказчики, когда впервые слышат о зерокодинге‌‌

А вот лайфхак для тех, кто хочет найти постоянных клиентов с первого заказа. Если увидел на бирже объявление, в котором ищут программиста, но знаешь как решить задачу без кода, смело откликайся. Скорее всего заказчик еще ничего не слышал о ноукоде и не знает, что с его помощью можно сэкономить сотни тысяч рублей и кучу времени. Ты станешь для него проводником в мир быстрой, недорогой разработки, и в следующий раз он сам обратится к тебе.

Ранее мы подробно рассказывали, как зерокодеру найти работу или заказ.

3. Не стесняйся просить о помощи

Если уже во время работы понял, что «не вытягиваешь», попроси совет у других зерокодеров. В Telegram есть чаты по Glide, Adalo, Bubble, Directual, Integromat и другим популярным инструментам. Там сидят предприниматели, люди с опытом в ИТ и зерокодеры-любители, а в чате Directual даже создатели платформы.

Задавай вопросы в сообществах инструментов. Например, форумы есть у Bubble, Aalo и Glide. В основа там общаются на английском, но встречаются и русскоязычные ветки.

Еще можно взять платную консультацию у эксперта. Ноукод-платформы присваивают звание «эксперт» только опытным зекрокодерам, на чьем счету несколько рабочих проектов, поэтому качество консультаций высокое. Как правило, за час беседы эксперты берут 1-2 тыс. рублей.

4. Мониторь рынок

Еще один способ повысить уверенность и насмотренность в зерокодинге  — отслеживать заказы на популярных фриланс-биржах и зерокодерских площадках.

Смотри, какие задачи и по каким инструментам чаще всего публикуют, и решай их на своем проекте. Так ты погрузишься в детали платформы, столкнешься с проблемами «боевой» разработки и станешь еще более востребованным зерокодером. Посмотри вакансии в ноукод-студиях и на традиционных карьерных сайтах вроде, чтобы узнать какие навыки нужны компаниям.

Ранее в блоге писали, на каких площадках зерокодеру искать работу.

5. Больше практикуйся и не бойся ошибаться

Звучит как прописная истина, но собственный опыт — это действительно лучший учитель. Работа на боевых проектах приносит больше пользы, чем чтение книг и просмотр видеоуроков. Уже после первого заказа ты найдешь пробелы в знаниях, узнаешь насколько хорошо выстраиваешь диалог с заказчиком и как действуешь в стрессовых ситуациях.

Опытное зерокодеры и разработчики тоже ошибаются, но в отличие от новичков, знают как исправить ошибку. А это умение вырабатывается на практике, через боль и радость первых проектов. Не бойся критики или негатива от клиента: сфокусируйся на его проблеме, и покажи, что заинтересован ее решить.

Тоже хочешь брать заказы и зарабатывать шестизначные суммы? Приходи в университет «Зерокодер» и выбирай курсы по самым популярным ноукод-платформам. Наши преподаватели научат создавать MVP и полноценные приложения на Bubble, Adalo, Directual и других инструментах, а еще расскажут, как искать клиентов и управлять проектами.