Scratch упоминается в любом гайде по детскому программированию. Неудивительно: этот язык был разработан для того, чтобы познакомить детей с общей логикой кодинга, причем в интересной и развлекательной манере. Scratch простой и увлекательный, как конструктор.
Впервые представленный миру в 2007 году, сейчас он превратился в классику, с которой начинают путь в мир разработки многие дети. Его преподают в школе и кружках программирования и изучают даже взрослые, желающие связать карьеру с разработкой или повысить свой уровень цифровой грамотности.
Попробуем разобраться, что такое Scratch, как он работает, и в чем причина его популярности.
Название Scratch произошло от английского выражения «from scratch» — то есть «с нуля». Программа действительно помогает освоить разработку с нулевым знанием кода.
Что такое Scratch
Scratch (Скретч) — событийно-ориентированный язык визуального программирования. «Событийно-ориентированный» означает, что выполнение команды определяется действиями пользователя, событиями операционной системы, других приложений или потоков. Например, задача начнет выполняться после щелчка мышкой или прикосновения к сенсорному экрану. А «визуальное программирование» — его разновидность, основанная на графических элементах.
Тут мы писали об этом подробнее: «Что такое визуальное программирование».
С помощью Scratch можно создавать интерактивные истории, игры и мультфильмы, используя специальные строительные блоки. Код не нужен — программа «пишется» путем перетаскивания блоков в drag-n-drop интерфейсе. Справиться с ним в состоянии даже пятилетние дети и взрослые-новички.
Разработчики Scratch — специалисты МТИ, Массачусетского технологического института, одного из самых престижных технических вузов в мире. Первую версию Scratch они представили в 2007 году, с тех пор он обновляется регулярно, чтобы успевать за стремительно меняющимся миром высоких технологий.
Платформа переведена более чем на 70 языков, включая русский, и доступна бесплатно. Более того: школы, кружки и другие образовательные учреждения могут использовать ее без необходимости покупать лицензии.
Помимо Scratch, более «взрослой» версии, существует еще ScratchJr, рассчитанный на не умеющих читать малышей. Он есть и в виде мобильного приложения с графической средой, так что ребенку совсем необязательно включать на телефоне только мультфильмы — он может учиться программировать!
Основные фичи

- Прямо в эфире решим типичные задачи программиста только с помощью ChatGPT
- Возможности Python — расскажем что можно делать и сколько на этом зарабатывать?
- Что ждет рынок программирования и почему мы решили сюда пойти
Основная задача Scratch — научить ребенка азам программирования, а также развить некоторые «мягкие» навыки, надпрофессиональные скиллы, без которых кодеру будет непросто. Среди них умение нетривиально подходить к решению задач, искать ответы и коммуницировать с другими пользователями, чтобы совместно выполнить задачу.
Вот что делает Scratch:
- учит детей командам визуального программирования;
- предлагает для этого простую графическую среду;
- способствует развитию воображения и умения анализировать;
- позволяет детям создавать анимации, которыми можно делиться с другими;
- конвертирует проект в HTML5-код, приложение или файл с расширением «.exe»;
- располагает большим сообществом, которое всегда радо помочь, и огромным количеством учебных материалов.
Это очень хороший язык для обучения детей в школах и секциях, у него есть готовые учебные планы, благодаря которым педагоги могут распределять задачки между учениками, разбивать их на группы и учить дистанционно.
Несмотря на то, что Scratch не требует выполнения команд на коде, он все равно помогает детям понять глубинный смысл кодинга: взаимосвязи, функции и объекты, логические хитросплетения. Это отличная возможность для старта тем более сейчас, когда визуальное программирование и зерокодинг становятся востребованы в том числе среди профессиональных разработчиков.
Зерокодинг буквально означает «разработка без кода». Это современное направление в IT, позволяющее создавать приложение и сайты с нуля без умения программировать, которое одинаково подходит и детям, и взрослым. Узнайте больше на бесплатной консультации!
Интерфейс и блоки
Условно программирование можно разделить на две большие категории: визуальное и текстовое.
Первое использует графические элементы. Так работает Scratch, а еще огромное количество современных зерокодинговых конструкторов, среди которых Bubble, Adalo, Glide, Tilda. Второе — то, что мы привыкли видеть, представляя себе разработку: строки в редакторе кода. К текстовым языкам относятся JavaScript, C++, Python и десятки других.
Scratch принадлежит к визуальному типу. Выглядит его интерфейс вот так:
Он разделен на несколько зон. Справа находится персонаж — спрайт. Располагается он на сцене или на холсте. Эта зона показывает результат выполнения команды: например, персонажа можно заставить двигаться, издавать звуки и совершать другие действия.
Слева расположена палитра блоков. Они перетаскиваются в пустое пространство по центру, в редактор кода. Программист располагает их в определенном порядке, чтобы запустить череду событий, из которых можно составить анимацию, мультфильм или игру. Перетаскивая блоки, можно заставить героя переместиться по оси координат X или Y.
Блоки соединяются друг с другом по принципу пазла. Они разделены по цветам, каждый из которых что-то обозначает, например:
- желтый — события, начальный блок, который нужно расположить перед стартом проекта. Он говорит программе, как именно она будет исполняться;
- синий — движения, то есть каким образом спрайт будет двигаться — скажем, двигаться по горизонтали или проворачиваться вокруг себя;
- фиолетовый — внешний вид, буквально то, как будет выглядеть спрайт: его цвет, размер, тип диалоговых пузырей и другие эффекты;
- розовый — звуки, позволяющие добавить звуковые эффекты к получившейся анимации.
Сверху видны вкладки. «Костюмы» меняет внешний вид спрайта или активирует простой редактор, чтобы программист нарисовал свой уникальный вариант. Вкладка «звуки» подключает музыку и другое звуковое сопровождение.
Организовано все очень просто и понятно. Детям легко разобраться, потому что блоки имеют разные цвета. Стоит их активировать — и спрайт сразу начнет выполнять запрограммированное действие.
Вот так при помощи блоков событий и движений программист заставил спрайта-сову воспарить над своим насестом, а если говорить техническим языком, то сместиться по вертикали:
Дополнения для Scratch
За долгие годы существования Scratch успел обрасти дополнениями. Нажав на синюю кнопку, открывается большое разнообразие —
К Scratch можно подключить:
- музыку;
- видео, в том числе через камеру;
- переводчик — скажем, если что-то пока не русифицировано;
- перо, с помощью которого можно набросать собственный рисунок;
- озвучивание текста вслух, что очень помогает слабовидящим;
- дополнение LEGO MINDSTORM EV3, буквально подключающее программу к набору для робототехники от LEGO.
Огромный плюс Scratch — разработчики не планируют бросать свое детище. С каждым годом платформа становится лучше, в нее внедряются передовые фичи из мира IT. Ребенок, даже познавая самые базовые азы, будет знать, что сейчас актуально.
Изучать Scratch можно прямо сейчас — это бесплатно, официальный сайт переведен на русский и находится вот тут.
Язык создан быть интуитивно понятным, но если хочется поддержки, то можно обратиться к учебникам. Их тоже достаточно: «Программирование для детей. Делай игры и учи язык Scratch!» от Эла Свейгарта для детей постарше, «Scratch для юных программистов» от Дениса Голикова или «Путешествие в страну Алгоритмию с котенком Скретчем» от Елены Зориной для тех, кто помладше. Купить их можно на любом маркетплейсе.
- Освой Python и нейросети и узнай, как гарантированно получить первые 10 заказов
- УЧАСТВОВАТЬ ЗА 0 РУБ.
- Создай и прокачай собственного чат-бота
- Подарим подборку бесплатных инструментов для написания кода