Архитектура программного обеспечения играет основную роль в процессе разработки приложений, определяя структуру и взаимодействие между компонентами системы. Знание разных архитектурных шаблонов помогает разработчикам создавать эффективные, масштабируемые и поддерживаемые решения. В этой статье мы узнаем основные архитектурные шаблоны, их особенности и примеры применения.
Слоистая
Слоистая архитектура, также называемая многослойной архитектурой, структурирует систему в виде уровней, каждый из которых выполняет определенные задачи. Основные слои включают:
- Презентационный слой: отвечает за отображение данных и взаимодействие с пользователем.
- Бизнес-логика: обрабатывает правила и логику программы.
- Доступ к данным: управляет взаимодействием с базой данных.
- Инфраструктура: дает поддержку и управление общими функциями.
Пример
Предположим, что мы разрабатываем веб-приложение для интернет-магазина. Презентационный слой будет включать страницы, формы и интерфейсы, бизнес-логика обработает заказы и платежи, а слой доступа к данным будет отвечать за взаимодействие с базой данных продуктов и заказов.
Микросервисная

- Прямо в эфире решим типичные задачи программиста только с помощью ChatGPT
- Возможности Python — расскажем что можно делать и сколько на этом зарабатывать?
- Что ждет рынок программирования и почему мы решили сюда пойти
Микросервисная архитектура делит приложение на небольшие, самостоятельные сервисы, каждый из которых выполняет определенную функцию. Эти сервисы общаются между собой через строго определенные API.
Преимущества и недостатки
Микросервисная архитектура дает высокую гибкость и масштабируемость, дает разрабатывать и разворачивать отдельные компоненты независимо. Однако она может привести к увеличению сложности управления и межсервисного взаимодействия.
Пример
Компания, занимающаяся разработкой электронной коммерции, может использовать микросервисную архитектуру для разделения своей программы на отдельные сервисы, например управление пользователями, обработка заказов, инвентаризация и платежи. Это дает разным командам работать над своими сервисами независимо друг от друга.
Событийно-ориентированная архитектура (SOA)
Фокусируется на обмене сообщениями между компонентами через события. Компоненты реагируют на события и выполняют соответствующие действия, что дает создавать асинхронные и высокопроизводительные системы.
Преимущества и примеры
SOA подходит для систем с высокой степенью распределенности и требованием к масштабируемости. Примером может служить система обработки заказов, где события, например создание заказа, оплата и доставка, инициируют соответствующие процессы в системе.
Архитектура на основе домена (DDD)
Акцентирует внимание на моделировании предметной области приложения и ее бизнес-логики. Основные компоненты DDD включают:
- Объекты сущностей: представляют основные объекты домена.
- Значения объектов: определяют атрибуты и свойства сущностей.
- Агрегаты: объединяют связанные сущности и значения объектов.
Пример
В системе управления библиотекой сущностями могут быть книги, авторы и читатели. Моделирование этих объектов с учетом их взаимодействий и ограничений поможет создать четкую и понятную архитектуру.
Архитектура на основе компонентов
Предполагает создание системы из независимых и взаимозаменяемых компонентов, каждый из которых выполняет определенную функцию. Это упрощает тестирование, повторное использование и замену компонентов.
Пример
В веб-приложении для бронирования отелей можно выделить компоненты для управления бронированиями, обработки платежей и отображения информации об отелях. Каждый элемент может быть разработан и протестирован независимо от других.
Клиент-серверная
Подразумевает разделение системы на клиентскую часть, которая взаимодействует с пользователем, и серверную часть, которая обрабатывает запросы и управляет данными. Клиенты отправляют запросы серверу, который выполняет необходимые операции и возвращает результаты.
Преимущества и пример
Этот шаблон широко используется в веб-приложениях. Например, в онлайн-банкинге клиентское приложение отправляет запросы серверу для выполнения операций — проверка баланса, перевод средств и оплата счетов.
Архитектура на основе сервисов (SOA)
SOA фокусируется на создании и использовании услуг, которые дают определенные функции и могут быть использованы разными приложениями и системами. Услуги взаимодействуют друг с другом через стандартизированные протоколы и интерфейсы.
Пример
В корпоративной системе управления ресурсами (ERP) услуги могут включать управление кадрами, финансы, логистику и маркетинг. Каждая услуга дает свои функции через API, что дает разным модулям взаимодействовать и интегрироваться между собой.
Заключение
Знание и понимание разных архитектурных шаблонов дает разработчикам создавать гибкие, масштабируемые и поддерживаемые приложения. В зависимости от требований проекта, можно выбрать подходящий шаблон или комбинировать несколько, чтобы достичь оптимального результата. С правильным подходом к архитектуре системы можно значительно улучшить качество и эффективность разработки программного обеспечения.
- Освой Python и нейросети и узнай, как гарантированно получить первые 10 заказов
- УЧАСТВОВАТЬ ЗА 0 РУБ.
- Создай и прокачай собственного чат-бота
- Подарим подборку бесплатных инструментов для написания кода